Виды образования в россии. новый закон «об образовании в рф»
Содержание:
- Проблема 1. Отсутствие профильного обучения
- Откуда они пришли
- Специалитет
- Квалификация высшего образования
- Как развить привычку непрерывного обучения
- Уровни высшего профессионального образования в России
- Справка
- Структура среднего образования
- Школьное образование в XXI веке
- Стандарты и государственные требования к образованию
- Получение дошкольного образования
- Особенности системы образования
- Профобразование
- Лирическое отступление или воспоминание о былом величии
- ↑ Самообразование
- Школы в допетровской России
- Нормативные документы
- Образовательные стандарты и федеральные государственные требования
- Непрерывное профессиональное обучение
- Тенденции
Проблема 1. Отсутствие профильного обучения
Первая проблема современного образования — большинство образовательных программ предполагает равное изучение гуманитарных, точных и естественных наук. Интересы и склонности конкретного ребёнка не учитываются. Каждый предметник считает свою дисциплину главной и старается загрузить учеников по максимуму.
Возможность выбрать какой-либо профиль обычно есть только у старшеклассников, и то не во всех школах. Дети тратят время на ненавистные и ненужные предметы — это существенный недостаток современного школьного образования.
Семейная форма обучения позволяет сфокусироваться на профильных дисциплинах. Например, ученица «Фоксфорда» Есения Прокопьева занимается академическим вокалом и хочет связать жизнь с искусством, поэтому больше внимания уделяет гуманитарному профилю.
«В обычной школе приходилось тратить большую часть дня на предметы, которые мне не пригодятся, — физику, химию, информатику. Онлайн-школа позволяет заниматься любимым делом. В “Фоксфорде” я могу сосредоточиться на дисциплинах, которые мне необходимы, — это русский язык, литература, история и английский язык. Ненужные предметы изучаю по минимуму, лишь для аттестации».
Откуда они пришли
Крупные компании по всему миру создают свои экосистемы. Прежде всего их запускают ИТ и финансовые гиганты. Тренд уже переходит в другие сферы жизни: исследователи прогнозируют его развитие и в образовательной среде.
Современная модель обучения претерпевает кризис. Традиционное образование перестает быть актуальным, выпускники выходят из учебных заведений без практических навыков и им зачастую непросто найти свое место на рынке труда. Одним из решений может стать развитие экосистемного подхода к образованию.
Пока, правда, само понятие «экосистема» размыто. Термин появился биологии в 1935 году и означал сообщество независимых организмов, которые сосуществуют в гармонии на протяжении всей жизни. С развитием общества он приобрел более широкие смыслы. Появились бизнес-экосистемы, медицинские и многие другие.
Экономика инноваций
Как создать инновационную экосистему: опыт Сбербанка, «Северстали» и МТС
Про образовательные экосистемы заговорили в начале 2000-х годов, оперируя термином «экосистема обучения». В последние годы мысль о подобном подходе непрерывно курсирует в педагогической среде. Несмотря на постоянное упоминание термина, дать четкое определение образовательным экосистемам нельзя. Отчасти это связано с тем, что любые экосистемы постоянно развиваются и перестраиваются. Если закрепить за ними конкретное понятие, они постоянно будут выходить за его рамки.
Московская школа управления СКОЛКОВО и организация Global Education Futures провели исследование, в котором рассмотрели образовательные экосистемы как возникающую практику для будущего. На примере более чем 40 образовательных экосистем со всего мира они показали, как трансформируется классическая система обучения и что нам ждать от образования будущего. Эксперты пришли к выводу, что новый подход приведет к изменениям во многих сферах жизни: покажет новые способы обучения, мышления, научит по-новому жить и сотрудничать. В образовании он приведет к сетевым моделям добровольного обучения и развития.
Специалитет
Форма обучения, которая функционировала в СССР и России до
введения европейских стандартов. Обучение длится пять лет.
По итогам сдачи экзаменов и защиты дипломной работы выдается
диплом специалиста с указанием присвоенной квалификации. Выпускники
специалитета имеют право на профессиональную деятельность и могут продолжить
образование в магистратуре или аспирантуре.
Бакалавриат
Ввели в 2011 году. Это законченное высшее образование. Учеба
длится 4 года и предполагает общую фундаментальную подготовку.
Плюсы этого вида образования — возможность получения двойных
дипломов с иностранными вузами, возможность понять насколько по душе выбранная
профессия и выбрать в магистратуре более узкую или другую специальность.
По окончании бакалавриата студенты защищают квалификационную
выпускную работу. По ее итогам выдается диплом бакалавра с присвоением
квалификации («Академический бакалавр», «Прикладной бакалавр»). Документ дает
право работать по профессии или продолжить обучение в магистратуре.
Магистратура
Позволяет углубить специализацию по выбранному направлению.
На программы магистратуры можно поступать после бакалавриата и специалитета.
Обучение длится не менее двух лет и предусматривает подготовку студента к
научно-исследовательской деятельности.
обучение, поэтому может претендовать на бесплатное обучение. А специалист может
учиться в магистратуре только платно.
Выпускники защищают выпускную работу (магистерскую
диссертацию), по итогам которой выдается диплом магистра и присваивается
квалификация «Магистр». Выпускники магистратуры могут начать работать или
продолжить образование в аспирантуре.
Очное, заочное и дистанционное
Также абитуриент может выбрать учиться ему очно, заочно или
дистанционно. Главные плюсы очного обучения: отсрочка от армии, стипендия и
общежитие, меньший срок обучения, студенческая жизнь.
Главные плюсы заочного обучения: возможность совмещать с
работой, меньшая стоимость. Но не на всех специальностях в вузах есть заочное
обучение, например, в медицинских вузах его нет.
Существует также очно-заочная форма обучения, которую раньше
называли вечерней. То есть студенты посещают пары по вечерам и не во все дни,
сессию сдают очно, но много времени учатся самостоятельно.
Главным плюсами будет совмещение работы и учебы, меньшая стоимость обучения и взаимодействие с преподавателями и сокурсниками.
Среди минусов — отсутствие отсрочки от армии и студенческих льгот, срок
обучения как на заочной форме.
Дистанционное обучение во
многом схоже с заочным, но главное преимущество — возможность учиться в любом
вузе страны или за рубежом.
Квалификация высшего образования
Квалификация высшего образования сочетает в себе академическую и профессиональную квалификацию. Это очень важная особенность украинского высшего образования, унаследованная от советского прошлого. Государственный диплом является одновременно свидетельством об образовании и профессиональной лицензией. Прием на работу определяется соответствием между государственным определением знаний и навыков, необходимых для разных уровней занятости, и государственным определением уровней образовательной квалификации. Отсюда соответствие между классификацией образовательной квалификации и классификацией профессиональной структуры, что привело к введению термина «образовательный уровень».
Закон о высшем образовании (2002 г.) устанавливает трехуровневую структуру высшего образования: неполное, базовые и комплексные образовательные уровни с соответствующими уровнями учебно-уровневые младшего специалиста, бакалавра, специалиста и магистра. В 2016 году Министерство образования преобразовало эту систему в уровни младшего бакалавра, бакалавра, магистра, доктора философии и доктора наук .
Младший специалист
Младший специалист или Младший бакалавр — образовательно-квалификационная ступень высшего образования лица, получившего на базе полного среднего образования незаконченное высшее образование, специальные навыки и знания, достаточные для выполнения производственных функций на определенном уровне профессиональной деятельности, предусмотренные для исходные позиции в определенном виде экономической деятельности. Нормативный срок обучения составляет 2,5–3 года.
Лица с основным средним образованием могут обучаться по образовательным и профессиональным программам подготовки младших специалистов, получая при этом полное среднее образование.
Бакалавр
Бакалавр — образовательно-профессиональный уровень высшего образования лица, получившего на базе полного среднего образования базовое высшее образование, фундаментальные и специальные навыки и знания, достаточные для выполнения задач и обязанностей (работы) на определенном профессиональном уровне. деятельность (в экономике, науке, технике, культуре, искусстве и др.). Нормативный срок обучения составляет 4 года (240 кредитов ECTS ).
Подготовка специалистов образовательно-квалификационного уровня бакалавриата может осуществляться по сокращенной программе обучения на базе образовательно-квалификационного уровня младшего специалиста.
Владелец
Магистр — образовательно-квалификационный уровень высшего образования лица, имеющего полное высшее образование, специальные навыки и знания, достаточные для выполнения профессиональных задач и обязанностей (работы) инновационного характера на определенном уровне профессиональной деятельности (в инженерии, бизнес-администрирование, педагогика, искусство и др.).
Подготовка специалистов образовательно-квалификационного уровня магистра также может осуществляться на основе образовательно-квалификационного уровня специалиста . Срок обучения обычно составляет 1–1,5 года (60–90 кредитов ECTS ).
Во время учебы на уровне магистра или специалиста студенты должны написать свою итоговую работу по выбранному предмету и сделать ее презентацию, чтобы уметь собирать, анализировать и обобщать, синтезировать и передавать учебный и практический материал; часто требуется знание иностранного языка.
Подготовка специалистов с образовательно-квалификационным уровнем специалиста или магистра по таким направлениям, как медицина , стоматология , ветеринария , обучение осуществляется на базе полного среднего образования в течение 5–6 лет (301-360 кредитов ECTS ) ( как это принято в Западной Европе для профессий, зарегистрированных государством ).
Специалист
Специалист — образовательно-квалификационный уровень высшего образования человека, который на основе образовательно-квалификационного уровня бакалавра получил полное высшее образование, специальные навыки и знания, достаточные для выполнения задач и обязанностей (работы) на определенном уровне. профессиональной деятельности (в экономике, науке, технике, культуре, искусстве и др.). Нормативный срок обучения — 1 год (60кредитов ECTS). В 2016 году специальность была упразднена в Украине.
Как развить привычку непрерывного обучения
Чтобы тянуться к знаниям всю жизнь без усталости и лени, необходимо изменить своё мышление. Конкретно — восприятие процесса обучения.
Совет 1. Будьте любознательны
Не воспринимайте ничего как должное. Задавайте вопросы, стремитесь к новому опыту и принимайте вызовы, которые бросает судьба. Сломавшийся чайник можно отправить в мусорку, а можно изучить его устройство и попробовать починить. Чем не научный челлендж?
Будьте открытыми ко всему новому!
Совет 2. Управляйте информацией
Источников знаний сотни. Ваша задача — научиться фильтровать информацию, а также быстро её структурировать. Для последнего отлично подходят ментальные карты.
Чтобы учиться быстро и эффективно:
- пишите конспекты,
- пользуйтесь мнемотехникой,
- ведите здоровый образ жизни.
Совет 4. Отслеживайте прогресс
При непрерывном обучении достаточно легко потерять мотивацию. Помните, что результат не всегда сразу заметен.
Поэтому каждый вечер полезно задавать себе приблизительно такие вопросы:
- Что конкретно я сегодня сделал в обучении?
- Какие знания я получил сегодня?
- Как я сегодня применил существующие знания?
- Что я могу улучшить завтра, чтобы стать немного лучше?
Отвечая, вы сможете взвесить свой прогресс и наметить планы на будущее.
Уровни высшего профессионального образования в России
Многие абитуриенты до сих пор задаются вопросом, является ли бакалавриат высшим образованием или нет? Свидетельствует ли диплом бакалавра о том, что его обладатель получил полное высшее образование? Чтобы разрешить все сомнения, рассмотрим подробно, из чего складывается современная система высшего образования в России.
Итак, в нашей стране система высшего профессионального образования представлена сегодня тремя основными уровнями: бакалавриат, специалитет и магистратура. Особняком здесь стоит аспирантура как форма подготовки научно-педагогических кадров, то есть ученых, а также интернатура и ординатура как ступени, завершающие обучение в медицинских вузах.
Выпускники специалитета или магистратуры в области искусств, чтобы получить право на осуществление исполнительской или преподавательской деятельности, завершают свое обучение в форме ассистентуры-стажировки.
Двухступенчатая система «бакалавриат-магистратура» была установлена в 1999 году в рамках Болонского процесса с целью унификации системы образования европейских стран. Россия присоединилась к этой системе в 2003 году. Первыми российскими вузами, начавшими готовить бакалавров, стали МГИМО, РУДН, НИУ ВШЭ и некоторые другие.
Процесс внедрения двухуровневой системы в российские вузы до сих пор не завершен, во многих из них еще сохранился специалитет. Однако в перспективе специалитет планируют оставить только для ряда специальностей медицинской, военной и инженерной отраслей.
Бакалавриат
Бакалавриат – это первая ступень высшего образования в России. Диплом бакалавра подтверждает успешное окончание высшего учебного заведения и получение полного высшего профессионального образования. Мнение о том, что образование бакалавра – это неполное высшее образование, ошибочно. Обладателем неполного высшего образования считается студент, отчисленный из вуза или самостоятельно решивший прервать учебу и забрать документы.
Право поступить на программу подготовки бакалавра могут те, кто имеет среднее общее или среднее профессиональное образование. Учатся бакалавры 4 года, за это время они успевают пройти фундаментальную подготовку по выбранной специальности, изучить общепрофессиональные и специальные дисциплины, пройти практику.
Решение о выдаче выпускнику диплома с квалификацией «бакалавр» принимает Государственная экзаменационная комиссия по результатам итоговой аттестации и защиты выпускной квалификационной работы.
Специалитет
Специалитет – это форма образования, специфическая для России. Долгое время она была единственной и общепринятой. Сегодня специалистов готовят только на некоторых медицинских, инженерных и военных факультетах.
Особенность подготовки специалиста заключается в обязательном освоении общенаучной и общепрофессиональной частей программы (изучение ряда гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин) и теоретическая и практическая подготовка по узкой специальности. Обучают специалистов 5 лет, по окончании обучения они проходят итоговую аттестацию и защищают дипломную работу. В дипломе специалиста указывается квалификация «юрист», «экономист», «политолог» и др.
Специалисты, пожелавшие продолжить обучение, вправе сделать это в магистратуре (только на платной основе) или аспирантуре.
Магистратура
Магистратура представляет собой форму обучения по программе, построенной на основе бакалавриата, но углубленной и дополненной. Особенность магистратуры заключается в том, что магистров в течение 2 лет готовят к дальнейшей научно-исследовательской и преподавательской деятельности. Диплом о присвоении выпускнику степени магистра выдается по результатам защиты выпускной квалификационной работы магистра.
Справка
К списку
Структура среднего образования
- История среднего образования в России
- Школьное образование в XXI веке
- Виды общеобразовательных учреждений
- Начальное общее образование
- Основная школа
- Старшие классы
Школьное образование в XXI веке
Согласно Конституции РФ, начальное и основное общее образование в школе является обязательным для всех. Основной закон, регулирующий
нормы среднего образования — Федеральный закон «Об образовании».
Среднее образование — важный элемент образования в современном обществе, формирующий у ребенка базовые знания и навыки.
Условия обучения
Обучение детей в образовательных учреждениях начинается с возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по
состоянию здоровья, но не позже восьми лет.
По заявлению родителей школа вправе принять ребенка для обучения в более раннем возрасте.
Полный курс обучения в современной российской школе занимает 11 лет. Предельный возраст обучающихся для получения основного общего
образования в общеобразовательном учреждении по очной форме обучения — восемнадцать лет.
Учебный год начинается 1 сентября и оканчивается в конце мая или в июне. Он делится на четыре четверти с каникулами или на три триместра,
разбитых на 5 блоков с недельными каникулами между ними и с летними каникулами.
В конце каждой четверти выставляется итоговая оценка по всем изучаемым предметам, а в конце каждого года — годовая оценка. Ученик, который
не может пройти аттестацию, может быть оставлен на второй год.
- В школах преподаются предметы четырех групп:
- гуманитарные предметы,
- естественнонаучные предметы,
- точные предметы,
- предметы по искусству.
Также практически все школы предоставляют ученикам возможность получения дополнительного образования: кружки, спортивные секции.
Уроки длятся 40-45 минут, перемена — 5-20 мин. Для тех учеников, у кого нет возможности отправиться домой, существуют группы
продленного дня, где можно остаться после окончания уроков (обеспечивается питание, возможность приготовления уроков).
В России пятибалльная шкала оценок.
Каждая школа обязана иметь свой устав, определяющий права и обязанности учащихся. По решению органа управления за неоднократно
совершенные грубые нарушения устава допускается исключение из школьника, достигшего возраста пятнадцати лет. Оно применяется,
если меры воспитательного характера не дали результата и пребывание учащегося в школе оказывает отрицательное влияние на других,
мешает нормальной работе.
Обучение в государственных средних школах является бесплатным, однако учебные пособия приобретаются за счет родителей ребенка.
Ступени среднего образования
- Среднее полное образование в России включает три ступени, соответствующие уровням образовательных программ:
- I ступень (начальное общее образование) — 4 года,
- II ступень (основное общее образование) — 5-6 лет,
- III ступень (среднее (полное) общее образование) — 2 года.
После окончания 9 класса школьник получает аттестат об основном общем образовании. Этот документ дает право продолжить образование в
школе либо поступить в среднее профессиональное образовательное учреждение.
После 11 класса выпускник получает аттестат о полном среднем (общем) образовании и право на поступление в учреждения высшего
профессионального образования.
Полезная информация?
Слово эксперту
Школы, гимназии, лицеи Петербурга
Выставки и форумы
Справка
Новости
Статьи
Вопрос-ответ
ГлавСправ 2009–2021
Любое копирование и воспроизведение информации допускается только с письменного согласия редакции проекта.
Администрация ресурса не несет ответственности за содержание рекламных материалов.
|
Глоссарий
|
О проекте, контакты
|
About us
Стандарты и государственные требования к образованию
Все стандарты по обучению принимаются на федеральном уровне и призваны обеспечивать:
Единый образовательный процесс на всей территории РФ.
Преемственность основных программ.
Разнообразие содержания программ на соответствующем уровне, формирование программ различной направленности и сложности, принимающих во внимание потребности и способности учащихся.
Гарантированный уровень и система качества образования в рамках единых обязательных требований образовательных программ – по условиям и результатам их изучения.
Помимо этого, они являются основой, исходя из которой оценивается качество образования учащихся, а также устанавливаются сроки обучения того или иного вида образования.
Исполнение стандартов и требований является обязательным условием при реализации основных программ образования в дошкольных и в других организациях, ведущих образовательную деятельность.
Государственные стандарты включают в себя, в том числе, и требования к основным образовательным программам:
- К их структуре.
- К условиям реализации, включая финансовые, кадровые и вопросы материально-технического характера.
- К итоговым результатам по их освоению.
Для учеников с ограниченными возможностями предусмотрены специальные требования и стандарты, которые имеются и на уровне профессионального образования.
Получение дошкольного образования
Дети в возрасте от 3 до 6 лет ходят в детский садик (Kindergärten). Это, конечно, не обязательно, но положено по традициям. В этом дошкольном институте воспитания детей с ними занимаются квалифицированные педагоги и няни, развивают их фантазию и логику. Все программы занятий в Kindergärten согласовываются сначала с родителями, только потом применяются на практике.
В Германии существуют и дошкольные классы (Vorklassen) — они на порядок выше детских садов, но еще не школа. Туда родители отдают детишек возрастом от 5 лет. В таких учреждениях вашего ребенка подготавливают непосредственно к занятиям в школе, все занятия направлены на воспитание дисциплины и понимание школьных правил, а также методик обучения.
Хотя все организации, занимающиеся обучением в Германии, существуют за счет государства, родительские вложения все же необходимы. И собирают их на различные нужды очень часто.
Детский сад Германии
Особенности системы образования
В педагогическом процессе система образования занимает лидирующую позицию, поскольку она обеспечивает не только передачу формальных знаний об окружающей действительности и существующих в окружающем мире законов, правил, закономерностей, но и оказывает влияние на развитие и формирование личности человека. Поэтому базой системы образования является регулирование и направление общения, деятельности и взаимодействия всех субъектов образовательного процесса на формирование личностных качеств и свойств, являющихся необходимыми для самореализации каждой личности на конкретном этапе культурно-исторического развития государства и общества в целом.
Любая образовательная система в независимости от времени и места существования подвергалась реформациям. Особенности образования в России и мире определяются несколькими факторами:
- Имеющийся уровень развития общественного производства, совершенствование его научных и технических направлений, что обуславливает возрастание требований к подготовке будущих специалистов и соответствующему уровню развития учебно-воспитательных учреждений страны. Таким образом, в странах с более высоким уровнем развития сеть специализированных учебных заведений больше, постоянно формируются все новые и происходит их развитие.
- Государственная политика относительно образовательной системы, оказывающая непосредственное влияние на развитие всех типов учебно-воспитательных учреждений страны, на их функциональные особенности и интересы различных сословий.
- Исторический опыт, особенности нации и этноса, нашедшие свое отражение в сфере народного образования.
- Педагогические факторы, среди которых выделяют раннее воспитание детей, профессионально-техническое обучение, для подготовки молодежи к будущей профессиональной деятельности.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
Каждая образовательная система имеет структуру, в которой выделяют 3 больших раздела.
На схеме представлены структурные компоненты системы образования, которые являются базовыми. Если не учитывать специальное, профессиональное и дополнительное образование, то целостность непрерывного образования была бы разрушена. Именно поэтому в структуру образования включены внешкольные образовательные учреждения и последипломное образование.
Помимо прочего, система образования направлена на создание оптимальных условий для подготовки молодежи к трудовой деятельности, адекватного восприятия окружающей действительности, социума и внутренней жизни государства, поэтому система образования также включает в себя:
- Образовательные организации.
- Государственные образовательные стандарты и планы, которые координируют деятельность образовательных учреждений.
- Органы управления.
На сегодняшний день существует три системы управления образованием: централизованная, децентрализованная и смешанная, которые подробно разобраны в таблице:
Система | Особенности |
централизированная | Управление принадлежит Министерству образования страны и его органам на местах. |
децентрализированная | Управление в руках местных органов власти и положение школ в значительной степени зависит от самостоятельности населения. |
смешанная | Характерно распределение функций между центральными и местными органами власти. |
Профобразование
Развитие системы образования в России невозможно представить без полноценного формирования личности, которое достигается при овладении глубокими знаниями, профессиональными умениями, навыками и солидными компетенциями по одной или нескольким профессиям. Реформирование профобразования призвано обеспечить прогресс каждому обучающемуся.
К основным направлениям совершенствования профобразования относятся:
- укрепление и расширение материальной основы профобразования;
- создание на предприятиях центров практики;
- привлечение к подготовке кадров профессионалов-производственников;
- повышение качества обучения специалистов.
Современная система образования в РФ подразумевает расширение профессиональной составляющей.
Лирическое отступление или воспоминание о былом величии
Как вы думаете, почему во времена Советского Союза образованные люди действительно ценились государством и считались образцом для подражания? Потому что качество образования в школах было абсолютно иным, чем в современных образовательных организациях.
- Во-первых, советские школы основной упор делали на те области знаний, которые считались наиболее важными. И только вскользь затрагивали те сферы, которые способствовали еще большему развитию кругозора школьников.
- Во-вторых, помимо основных научных дисциплин в школах практиковались занятия, направленные на воспитание в учениках сильного характера и уверенной в себе личности.
- В-третьих, многие учителя были ориентированы на то, чтобы помочь школьнику в развитии уже имеющихся у него способностей.
Конечно же, в советской системе образования были не только преимущества, но и недостатки (например, чрезмерная идеологизация или подавление всего нестандартного и т.д.). Однако, несмотря на все недостатки советских образовательных учреждений, в них присутствовало самое главное – систематический подход к обучению и тщательный отбор педагогических работников, чего нельзя сказать о современных школах. Что же не так со школами в России сегодня? И почему некоторые специалисты считают, что формат обучения в современных российских школах нуждается в срочной «перезагрузке»?
↑ Самообразование
Основной путь получения образования — обучение и самообразование, т.е. если знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц.
Самообразование — приобретение знаний путем самостоятельных занятий вне школы, без помощи преподавателя.
Необходимость в самообразовании бывает разная: любознательность, стремление к изучению предмета более полно, отсутствие возможности обучаться в школе или других учебных заведениях.
Самообразование дает человеку очень много преимуществ.
В современном мире способов получить необходимую информацию стало гораздо больше, чем в прошлом, но, не смотря на это, многие выдающиеся деятели и ранее достигали больших успехов путем самообразования. Примером этому является хранитель библиотеки Ватикана кардинал Джузеппе Каспар Меццофанти. Самостоятельно всего за несколько лет он выучил более ста языков, о нем ходили легенды. В процессе самообразования возможно не только простое усвоение знаний из книг, но и открытие нового. Так, выдающийся российский и советский ученый, основоположник современной космонавтики Константин Эдуардович Циолковский еще в детстве после болезни потерял слух и не смог учиться в школе, поэтому свое образование пришлось продолжить самому, благодаря чему он стал знаменитым ученым.
Школы в допетровской России
До Петра I развитие образования шло медленно. Изредка открывались частные школы, а также была создана Славяно-греко-латинская академия — первое высшее учреждение в стране.
<<Форма демодоступа>>
Для знатных мальчиков 8-12 лет открылись училища, где обучение строилось по особым сборникам школьных правил — «Азбуковникам». Сначала изучалась письменность, затем уроки становились более разнообразными. В этих учебных заведениях изучали «семь свободных художеств»:
- грамматику,
- диалектику,
- риторику,
- церковное пение,
- землемерие,
- географию,
- звёздознание.
Зарубежные языки (латынь, греческий) в школах учили только будущие священники и дипломаты.
Образование в допетровской России развивалось медленно, однако, появились новые учебные заведения, первое высшее учреждение и свод школьных правил
Это, безусловно, стало важной ступенью в истории отечественного образования.
Нормативные документы
Основной документ, регулирующий деятельность учебных учреждений, — это принятый в 2012 году Закон «Об образовании в Российской Федерации». В нем изложено отношение к процессу обучения и регламентирована его финансовая составляющая. Поскольку система обучения находится на стадии реформирования и совершенствования, время от времени появляются новые указы и приказы, и перечень нормативных актов постоянно пополняется, но на сегодня в него включены:
- Конституция РФ.
- Целевая программа развития образования.
- Федеральные законы «О высшем и послевузовском образовании», «О внесении изменений в законодательные акты об уровнях высшего профобразования».
- Приказы Минобрнауки «О головных вузах и организациях», «О реализации Болонской программы».
- Примерные положения об организации учебного процесса.
- Концепция модернизации системы образования в России.
- Постановление «О сотрудничестве с зарубежными организациями в области образования».
- Типовые положения о дополнительном обучении.
В список также входят законы, постановления, указы и распоряжения, касающиеся отдельно каждого «этажа» образовательной системы.
Образовательные стандарты и федеральные государственные требования
По ФЗ от 29.12.2021 г. № 273 «Об образовании в РФ»
Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:
- совокупность образовательного пространства Российской Федерации;
- преимущество основных образовательных программ;
- вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
- государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования.
Федеральные государственные требования устанавливаются:
- к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), условиям их реализации, срокам освоения этих программ с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования;
- к минимуму содержания дополнительных предпрофессиональных программ, структуре и условиям их реализации, срокам обучения по этим программам уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Непрерывное профессиональное обучение
Несколько последних десятилетий Россия реформирует профессиональное обучение в соответствии с запросами экономики и промышленности.
Совершенствование профобразования сводится:
- к преодолению отставания содержания программ от требований производств;
- существенному изменению структуры кадровой подготовки;
- повышению эффективности использования бюджетных средств.
Значительная роль в этом процессе отводится оптимизации образования в начальных и средних профессиональных учреждениях. Качественные сдвиги ожидаются после реструктуризации и объединения со школьным специализированным образованием.
Тенденции
Германская система высшего образования сегодня – это микс из многовекового исторического населения (ведь первые университеты появились здесь еще в XIV веке!) и современных тенденций. Последние привели к появлению во многих вузах страны англо- и франкоязычных программ, предназначенных для иностранных студентов, желающих получить высшее образование именно в Германии. Стоит заметить, что из года в год число абитуриентов, приезжающих на учебу из других стран, только растет. И это не удивительно: при высоком уровне преподавания, ориентации на практику, хорошем уровне оснащения, государственные немецкие высшие школы предоставляют бесплатное обучение как гражданам страны, так и иностранным студентам! Исключением является земля Баден-Вюртемберг: здесь с иностранцев берут 1500 Евро в семестр. Но если сравнивать с другими странами – даже эта сумма является уникально низкой для оплаты университетского образования.
Еще одной тенденцией последних лет в сфере высшего образования можно назвать значительный рост числа частных университетов в Германии. Несмотря на высокую плату, они также востребованы на образовательном рынке: многие приезжие студенты рассматривают их как ступень для дальнейшей эмиграции в Германию.
Современная система образования Германии сочетает в себе, казалось бы, противоположенные черты: историческое деление на «академически сильных» и «практически-ориентированных» учеников прослеживается еще со школьной скамьи. При этом на университетском уровне сегрегация стала почти незаметной: при хорошей успеваемости и верно продуманной стратегии даже учащийся профессиональной академии (Berufsakademien) может в конечном итоге получить диплом магистра или доктора наук. Дипломы, получаемые в университетах и институтах прикладных наук, и вовсе стали равнозначными. Такая демократизация высшей образовательной ступени во многим играет на руку сегодняшним абитуриентам, делая более широким выбор вузов и программ и открывая возможности, при необходимости, к изменению учебного маршрута.