7 методик для организации себя и своего времени, которыми я активно пользуюсь ежедневно

Яркая молодость

Это уровень зрелой скрам-команды, при этом команда совсем не обязана работать по скраму, речь об уровне зрелой самоорганизации. Тут лидер-слуга востребован на 100%. Для команды на этом уровне характерны устоявшиеся партнерские отношения с заказчиками и «внешним миром», эволюционирующий рабочий процесс, значительное количество инициатив и экспериментов, зрелый подход к решению конфликтов. Именно на этом уровне командной осознанности, люди учатся правильно следовать первому принципу манифеста, осознав, что: «Изменение требований приветствуется, даже на поздних стадиях разработки…» — это не повод бросить все и переписать заново, а повод для конструктивного диалога и серьезного исследования. Роль лидера в такой команде, эдакий мотор-метроном, поддерживающий скорость и ритмичность. В качестве развития, стоит помогать команде накапливать всевозможные продуктовые компетенции, чтобы быть полноправным партнером для заказчика и говорить с ним на одном языке.

Самоорганизация: от навыка до стиля жизни

Существует множество трактовок понятия «самоорганизация». Чаще всего под самоорганизацией понимается умение организовать себя, свое время, свои действия. Другими словами, самоорганизация – это умение организовать ресурсы, имеющиеся в нашем распоряжении.

В рамках тренинга и в этом уроке в частности мы будем говорить о самоорганизации как навыке. Между тем, это не совсем верно, хотя для удобства мы и будем использовать такое определение. Самоорганизация в некоторой мере является консолидацией  нескольких умений.

В большинстве своих трактовок она включает, а, следовательно, и тесно связана с такими навыками как самодисциплина, управление временем, организационные способности (с приставкой «само» разумеется – речь не об организации мероприятий, а о развитии нужных качеств, таких как пунктуальность, склонность к порядку и планированию, приоритизация, правильная организация пространства). При этом все написанное в той или иной мере будет справедливо в отношении самообразования, но нужно понимать – самоорганизация развивается как стиль жизни, а не как отдельный элемент его составляющий.

Исходя из этого, самоорганизация как навык должна развиваться комплексно. Более того, она нуждается в постоянном поддержании в активном состоянии, системе контроля и реакции на изменения, как внутреннего, так и внешнего характеров.

Психологи и педагоги при определении процесса самоорганизации выделяют в нем следующие функциональные компоненты: целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, волевая регуляция и коррекция. По сути, их можно расценить и как этапы, которые необходимо пройти для развития навыка. А уже его оттачивать, гибко настраивая для разных задач в течение жизни.

При этом следует понимать, что теория нужна лишь для получения общего представления и структуризации знаний. Ниже мы также опишем некоторые практические аспекты, из совокупности которых фактически и строится «бытовая» самоорганизация, необходимая для любой успешной деятельности (в том числе и самообразование).  

Книги по самоорганизации личности

Обзор книг, рекомендуемых к прочтению для понятия основ и конкретных действий по самоорганизации личности:

Практический психолог доктор философских наук даёт рекомендации по развитию силы воли, поясняет какое отношение к этому качеству имеют сон и отдых. Советует не бросать начатое дело, а доводить его до конца несмотря на внешние и внутренние препятствия, уметь устоять перед соблазном и влечением.

Писатель доносит мысль о том, что самоорганизация построена не только на психологических аспектах, но и на физиологических ограничениях.

Чтобы не дезориентироваться в потоке событий и добиться успеха в жизни, нужно уметь организовывать своё жизненное пространство. Автор перечисляет важнейшие основы самоорганизации личности:

  1. эффективное планирование;
  2. правильный выбор средств для успешного выполнения поставленных задач;
  3. обустройство личного пространства под конкретные цели;
  4. приобретение навыков работы с большим объёмом информации, организация хранения документов.

Джулия Моргенстерн предлагает воспользоваться её советами, создать свою методику самоорганизации с учетом целей, потребностей, индивидуальных особенностей.

Книга учит читателя создавать, пользоваться ситуационными визуальными заметками или скетчами, с их помощью фиксировать идеи, мысли, эмоции от увиденного.

Заметки представляют собой графики, рисунки, тексты, схемы. Ими отображается любая полезная информация, удобная для использования, запоминания.

Скетчи помогают планированию, мозговым штурмам, управлению делами, временем. С ними проще изучать языки, конспектировать лекции.

Жизнь современника проходит в условиях многозадачности, когда все дни похожи друг на друга и человек живёт от отпуска до отпуска. Считается, что карьерный рост, новые проекты, контракты превыше семьи, здоровья, отдыха.

Книга побуждает читателя взглянуть на жизнь по-другому. Вырваться из круговорота дел, прислушаться к своим желаниям. Понять, что ежедневная многочасовая работа ведёт к нервозности, преждевременному старению мозга, тела.

Быстрый темп жизни, ежедневно меняющиеся события не должны мешать максимальной концентрации, выполнению первостепенных пунктов плана. Автор учит приёмам продуктивной работы, предлагает брать ситуацию под контроль.

Первая половина издания посвящена выявлению причин неумения сфокусироваться на главном. Во второй части автор предлагает методы тренировки концентрации для повышения профессионализма, личностного роста.

Психолог с практическим стажем описала в книги методы противостояния стрессовым ситуациям. Шерон советует научиться управлять чувствами и эмоциями, не забывать про полноценный отдых. Главное, — душевное равновесие независимо от того, что происходит вокруг. Автор призывает не пытаться контролировать те аспекты, которые вам неподвластны, определить границы своей ответственности.

Методы самоорганизации

Итак, рассмотрим основные методы самоорганизации, которые можно использовать, для того чтобы научиться управлять собой.

Метод 1. Тайм-менеджмент. Первое, чем нужно заняться, чтобы повысить свой уровень самоорганизации — это планированием своего времени, то есть, тайм-менеджментом. Но не просто планированием, а и следованием намеченным планам. Управлять собой и своим временем нужно тоже грамотно. Изучите основные принципы тайм-менеджмента и подумайте, как их эффективнее применить конкретно в вашей ситуации. Управление временем — на самом деле очень обширное понятие, целая наука, поэтому требует серьезного изучения.

Метод 2. Выработка привычек. Чтобы научиться без особых проблем совершать необходимые регулярные действия, нужно всего-навсего превратить их в привычку. А сделать это можно, воспользовавшись простым правилом 21 дня — именно такое количество дней нужно, чтобы любое, даже самое ненавистное, действие стало привычкой. Приобретая таким образом нужные, полезные привычки, вы существенно повысите свой уровень самоорганизации.

Метод 3. Самомотивация. Еще один неплохой метод самоорганизации — самомотивация. Эти слова созвучны, но их значения отличаются. Самомотивация — это определение для себя каких-то мотивов, наличие которых усилит интерес к выполнению нужных действий или достижению целей. Здесь тоже следует изучить основные способы самомотивации, решить, какие мотивы из возможных имеют наибольшее значение конкретно для вас, и использовать их.

Метод 4. Круг общения. Успех в самоорганизации во многом зависит от круга общения, в котором находится человек. К примеру, если все коллеги в одной офисной комнате привыкли «валять дурака», то даже самый отъявленный трудоголик, попав в этот коллектив, тоже существенно снизит свою производительность труда. Поэтому стоит формировать свой круг общения из людей с высоким уровнем самоорганизации, у которых, по вашему мнению, есть, чему поучиться в этом плане. И, наоборот, исключить общение с теми людьми, которые не умеют управлять собой, не стремятся к этому, а то еще и вас отговаривают, мол, кому все это нужно.

Метод 5. Обучение других. И последний интересный метод самоорганизации, который я хочу рассмотреть — это обучение ей же кого-то еще. Дело в том, что когда человек учит других, он подсознательно сам совершенствует свои знания и умения, он должен быть грамотнее и профессиональнее обучаемых. А чтобы кого-то учить, совершенно не обязательно устраиваться на работу преподавателем. Например, родители могут учить своих детей, ведь для них самоорганизация тоже никогда не будет лишней. Старшие братья и сестры — младших. Наконец, можно по взаимному согласию заняться обучением своего друга или подруги. И во всех этих случаях вы должны будете, прежде всего, показывать личный пример, что будет иметь большую пользу для вас самих.

В заключение хочу еще раз подчеркнуть: самоорганизация очень нужна и важна — хорошо запомните это. Не было бы самоорганизации — не было бы, например, и сайта Финансовый гений, и много чего еще, что создается самыми разными людьми. Те, кто способны управлять собой, однозначно достигнут в жизни больших успехов и смогут сотворить великие дела. А те, кто даже не задумываются об этом — будут жить «как все». Смотрите сами, что для вас интереснее…

Теперь вы имеете какое-то представление о том, что такое самоорганизация, как управлять собой, какие методы самоорганизации можно для этого использовать. Изучайте эту тему глубже, применяйте на практике, и наверняка уже скоро вы увидите первые положительные изменения.

На этом все, желаю вам успехов в достижении поставленных целей! До новых встреч на страницах сайта!

Организованная жизнь: почему это важно?

Что может быть лучше правильно организованной жизни? Ответ на этот вопрос вполне очевиден. Человек, который грамотно распоряжается своим временем, точно успевающий на все свои встречи и хорошо ориентирующийся в своем графике жизни, не может не нравится обществу. У такого человека вся жизнь организована и расставлена так сказать по полочкам, а соответственно более успешна и счастлива. Можно ли научиться правильно организовывать жизнь? Все ли могут к этому приучить себя? Этот вопрос волнует всех, кто с сожалением понимал, что организация жизни у них никак не получается. Вообще самоорганизация личности – это ничто иное, как процесс четкого регулирования собственного времени и личной дисциплины. Без выработки этих ценнейших качеств человек не в силах добиться успеха. А все потому, что человек, который не умеет распоряжаться своим временем и внутренними ресурсами просто распыляет свою энергию и топчется на месте

Именно поэтому крайне важно правильно организовывать свою жизнь. Это позволяет контролировать свою жизнь на каждом этапе, собирать воедино ресурсы и знания и управлять всеми процессами, которые происходят в жизни

О правильной организации жизни пойдет речь в этом видео.

Основы для планирования

Перво-наперво купите себе ежедневник. Каким он будет — решать вам. Некоторые люди предпочитают блокнот с разлиновкой по датам, другим удобнее по неделям деление, а третьим нужны чисто белые листы. В любом случае вам потребуется нечто, куда вы будете записывать свое расписание. Не стремитесь найти самый дорогой или дешевый вариант. Выберите то, что вам нравится. Главное чтобы, вам было удобно им пользоваться.

Вариант для продвинутых — электронные ежедневники. Существует масса разного рода программ, которые можно настраивать на свой вкус. Также у большинства из них есть синхронизация со смартфоном или планшетом.

Ключевой момент: ежедневник нужно всегда держать перед глазами и оперативно вносить в него изменения.

Самоорганизация личности с научной точки зрения

Одна из ключевых проблем теории педагогики – саморазвитие и самоорганизация личности каждого учащегося, в особенности, студента. Успех обучения в ВУЗе напрямую зависит от личностных качеств обучаемого. От этого зависит уровень овладения знаниями, и самоорганизация. Психологи считают, что начало обучения в высшем учебном заведении считается переходным моментом между простой (репродуктивной) его формы на следующие стадии психического состояния и активного сознания. В данном случае, контролировать молодого человека уже некому. Исчезают родители, которые проверяли уроки, и учителя, которые заставляли доучиться до 11 класса, чтобы получить обязательное среднее образование. Теперь успех процесса зависит только от уровня самоорганизации студента, и желания добиться успеха.

Если обобщить понятие «самоорганизация студента», то оно уместится в одном слове – «самопродвижение». Это управляемое сознанием человека достижение определенных благ путем строгого контроля за собой.

Психологи разделяют четыре варианта определения самоорганизации личности:

Личностный

Сторонники данного варианта самоорганизации личности полагают, что процесс становления происходит только через самопознание себя, как единственного двигателя к достижению поставленных целей. Данная теория основана на зависимости уровня самоорганизации от уровня интеллектуального развития, силы воли, нравственных качеств и эмоциональной устойчивости индивидуума. Человек с подобными характеристиками способен самостоятельно воплощать задуманное в жизнь с помощью усилий воли и желания к самосовершенствованию. От результатов самооценки зависит мотивация человека к дальнейшим действиям и достижению следующих целей.

Деятельностный

В данном случае на первый план ставятся такие качества личности, как профессиональные навыки, умения, систематизация и управление процессами, состоящими из последовательных операций. Последователи теории деятельностного подхода считают, что образование  — это основной процесс, предшествующий организации и самоорганизации человеческой личности.

В этом варианте самоорганизация – это умение собирать воедино все знания и ресурсы, которые приобрел человек с целью перемены стереотипов, построения выводов и цепочек, ведущих к самоорганизации. В данном случае элементами самоорганизации принято считать целеустремленность, строгую дисциплину и контроль за собой, планирование и расстановку приоритетов.

Интегрированный

В данном случае процесс самоорганизации личности считается совокупностью факторов деятельностного и личностного подходов. Элементы первого и второго тесно переплетены между собой, и служат достижению единственной цели.

Технический

Практики-психологи в последнее время делают упор на данный вариант подхода к самоорганизации личности. Технические средства, изучение их работы и применение на практике повышают интенсивность рабочего процесса и эффективность труда. К данной категории относятся методы научной организации, такие как тайм-менеджмент (управление временем), самоменеджмент (индивидуальный менеджмент), способы научной организации деятельности. В данном случае полагается, что самоорганизация личности достигается только четким планированием времени.

Как правило, в роли движущей силы к достижению самоорганизации выступает совокупность многих процессов. Каждый психолог старается делать упор на тех факторах, которые по его мнению становятся основополагающими в этом процессе.

Если вдуматься в то, что говорят ученые и собрать воедино все качества, присущие процессу самоорганизации, то создается впечатление, что они пишут программу для роботов-андроидов, имеющих уровень сознания, достаточный для принятия решений. Кроме того, их теории исходят их того, что правила самоорганизации личности прописаны в виде постулатов, и не терпят лирических отступлений. Ее результат – достижение конкретных целей, и по-другому просто быть не может. В данном случае компьютерная программа не подходит. Поэтому большинство ученых-психологов сходятся во мнении, что процесс достижения самоорганизации личности должен опираться только на личностные качества человека.

Эффективность и результат самоорганизации

Теперь ясно, почему самоорганизация — это всеохватывающее явление, существующее во всех окружающих человека системах. Главным образом она обладает социальной (общение, знания, карьера, самовыражение), технологической (безопасность и производительность труда, успехи в науке и технике), правовой и политической (формирование гражданских союзов, политических партий) эффективностью. Благодаря этому явлению, человек способен реализовать себя в безопасных и комфортных условиях. Самосовершенствование каждого индивида в отдельности, а затем организация таких людей в социуме на различных уровнях ведут к формированию политически подкованного и развитого во всех отношениях общества.

Время на отдых

После 1.5-2 часов решения рабочих вопросов выделяй 15-20 минут на отдых. Это особенно актуально таким маньякам-фрилансерам, типа меня. И в эти заветные минуты не открывай ничего по работе. Просто отдыхай: посмотри ржаку на ютьюбе, позвони маме, выпей стакан китайского чая с видом на суету бренного мира из окна. Я когда работаю в своей комнате в Алматы, всегда выглядываю на балкон с видом на горы и просто созерцаю горные вершины над суматошным городом внизу.

Перегрузка и переключение здорово возвращают к продуктивности. Вообще, правильным будет еще в распорядок дня вносить физкультурные паузы, ибо сидячий образ жизни — очень коварен и легко приводит к омерзительным последствиям.

Картинка, правда, больше про тайм менеджмент

Как обычно руководят

Классический сценарий, которым особенно часто грешат начинающие руководители, — это директивное управление, при котором есть “внешне–управляемая” команда, у которой есть менеджер, и этот менеджер лучше всех знает, что и кому надо делать, он ведет всех за собой,  раздает задания и принимает работу.

Управляя директивно, он транслирует своим подчиненным месседж: “Слушай меня, делай что я говорю. Если возникнут вопросы и непонятки — спроси у меня.”. Классика, правда?

Если представить, что команда — это поезд, то этот поезд едет исключительно на энергии менеджера. Ему надо постоянно подбрасывать в топку угля личной харизмы, чтобы чтобы этот поезд вообще двигался, а так же следить за скоростью на поворотах, следить за температурой атмосферы в команде, понимать, когда  давление чрезмерно, и стравливать, чтобы не рванул котел. Если менеджер хорошо справляется со своими обязанностями, то все идет хорошо. А если не справляется?

Если он на справляется — в силу разных причин, то эта модель управления испытывает большие проблемы.

Давайте разберем, какие уязвимые места у этого подхода.

Проблема №1. Менеджер, как источник энергии

Источник энергии команды находится вовне. Менеджер должен постоянно «толкать» эту команду, и если он перестанет ее толкать — всё, остановится, дальше не едем.

Если у нас несколько команд, то менеджеру приходится толкать каждую, чтобы она двигалась. Чем больше команд, тем больше менеджер “рвется на части”.

Усугубляет ситуацию еще и то, что менеджер работает с людьми, а значит, чтобы двигать проект дальше, он должен постоянно  вникать в проблемы конкретных людей. Он постоянно расходует много собственной «душевной энергии» (каким бы черствым он ни был). Если он достаточно ответственнен, и будет продолжительное время пытаться всюду успеть и “рвать жилы”, то  произойдет одно из двух — либо он эмоционально выгорит, а потом заболеет или уволится, либо, чтобы сохранить душевное здоровье, закроется и превратиться в бездушного тирана, от которого побегут люди. 

Проблема №2. Отсутствие общего видения и ответственности

Конечную цель, то, куда идет команда с точки зрения продукта, и какие приоритеты перед нами стоят, знает, зачастую, только менеджер. Остальные имеют ограниченные кусочки общего видения, благодаря разделению труда. Ведь верстальщик видит только интерфейсную часть и считает что она самая важная, программист бэкэнда видит лишь «внутренности» бизнес-логики, зачастую в отрыве от интерфейса, аналитик пишет пухлое ТЗ вообще не зная возможности реализации, тестировщик тестирует отдельные сценарии в продукте, которые он первый раз видит (часто не читая ТЗ). И каждый из них слабо себе представляет, что должно получится в итоге, для клиента.

Получается, специалисты работают каждый в “своем бункере”, и как только задача вышла за  периметр его личной ответственности, ему уже не интересно, что там с задачей дальше будет, и чем  дело кончится.

Помните как у Райкина: “К пуговицам претензии есть? К пуговицам претензий нет” — так же и в нашем случае.

Следовательно, при директивном подходе, когда всем “дирижирует” менеджер, вовлеченность людей в создание конечного результата почти нулевая.

Во-первых, по башке все равно получит менеджер. Во-вторых, влияния на конечный результат у людей все равно нет (раз уж они даже не знают, каким он должен быть). Так что они расслабляются и говорят себе: “У менеджера голова большая, пусть бегает, раздает нам задачи и все досконально объясняет. А я сделаю ровно так, как он сказал, даже если он ошибается. Ничего страшного, потом переделаю. Мне ж за конечный результат не платят, а платят за то, чтобы я четко выполнял указания менеджера.” 

Реальность, зачастую, еще печальнее, так как на каждого специалиста, как правило, есть несколько менеджеров. Они приходят и постоянно меняют требования: «Делай это! Теперь делай то! Бросай тем чем ты занимаешься сейчас и срочно делай эту задачу!».

В течении дня сотрудники могут начать  много задач и не закончить ни одной, а все из-за постоянного переключения с одного контекста на другой. Чем чаще меняющихся вводные, тем меньше времени на то, чтобы понять, что надо делать, и тем  бессмысленнее вникать в задачу. Только вникнешь, начнешь делать — а уже прибегают с новой вводной, и надо вникать по новой. Одно мучение.В итоге, мы получаем работников в стиле “еж — птица гордая: пока не пнешь, не полетит”. Но сделали их такими мы сами своими действиями, как менеджеры, как руководители

Инвестиционный портал

И впоследствии работа станет более приятной, и не будет казаться такой тяжелой.

5. Сконцентрируйтесь на задаче

Составьте черный список мелочей, которые вас отвлекают от основного дела, и всегда просматривайте его.

6. Всегда мотивируйте себя

Выполнение дел всегда имеет какой-то результат. Пусть этот результат будет вознаграждением и мотивацией перед началом выполнения задания. Самомотивация не только поднимает настроение и вдохновляет, но и увеличивает эффективность и качество труда.

7. Научитесь говорить другим людям слово «нет»

Научитесь говорить людям, которые используют вас и ваше время «нет». Это волшебное слово освободит не один час в рабочем дне. Ведь некоторые люди ищут на кого можно бросить свою работу, поэтому будьте исполнителями чужой и ненужной вам работы.

8. Удобно обустройте рабочее место

Правильный и мягкий свет, удобное кресло, чистый рабочий стол — все это имеет большое значение не только для удобства в работе, но и для ее эффективности. Ведь работать, когда вокруг беспорядок и неудобства невозможно.

Также психологи советуют соблюдать правило «закрытых дверей». То есть, работать в отдельной комнате, в которой вас никто не будет беспокоить. А еще лучше работать в офисе, где отвлекающих моментов будет намного меньше, чем дома.

9. Забудьте о работе после ее выполнения

Научите свой мозг переключаться с работы на отдых. Не думайте о незавершенных или завтрашних делах вне работы. Ваш мозг не может быть в постоянном напряжении, а организм в постоянном стрессе — это снижает эффективность работы в течение всей недели. Переключайтесь на домашние дела, когда возвращаетесь с рабочего места, дайте вашей голове освободиться от ненужных мыслей. Заканчивайте рабочий день с друзьями, любимыми или семьей, набирайтесь положительных эмоций на следующий день, и тогда ваша эффективность повысится до 20%.

10. Работайте не более 8 часов в день и не забывайте об отдыхе

Всей работе не переделаешь, а всех денег не заработаешь. Поэтому старайтесь работать не более 8 часов в день, если вы не хотите «сгореть». Организм каждого человека требует сочетания работы и отдыха. Не забывайте во время работы делать перерывы, а после каждого выполненного задания порадуйте себя чашечкой ароматного кофе или чая, или просто выйдите на улицу и подышите свежим воздухом.

Что такое самоорганизация?

Все очень просто. Самоорганизация — это умение правильно организовать себя на выполнение определенных действий или достижение определенных целей. Это довольно обширное понятие, включающее в себя не просто борьбу с ленью (хотя и это тоже), но и умение грамотно планировать свое время, расставлять приоритеты, мотивировать себя и т.д.

Поскольку самоорганизация — это примерно все то, что должен делать руководитель по отношению к своим подчиненным, для достижения ими максимальных результатов работы, то можно утверждать, что самоорганизация — это управление собой, это тот сложный случай, когда руководитель и подчиненный выступают в одном лице.

Управлять собой действительно сложнее, чем управлять другими, поскольку в человеке обязательно возникает конфликт противоречий: руководителя и подчиненного, у которых поровну голосов, и каждый из которых не хочет уступать друг-другу.

Управление собой во многом базируется на выработке волевых качеств. Но главная цель самоорганизации — свести все к тому, чтобы совершение необходимых действий и достижение целей происходило не через сильные волевые усилия, а легко и непринужденно, само собой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector