12 упражнений для развития аналитического мышления
Содержание:
- Ответы на головоломки
- Практикуйте SWOT-анализ
- Что такое логическое мышление
- Как рассадить интровертов в баре
- Советы по развитию логического мышления
- Упражнения для развития логического мышления
- Тесты головоломки игры для мозга взрослых. Тесты уровень Q
- Что такое логика?
- Упражнения по развитию логики
- Как развить мышление?
- Как развивать мышление дома и увидеть результат
- Разновидности мышления
- Наглядно-действенное мышление
- Как развить абстрактно-логическое мышление
- Упражнение 7. Правда и ложь
- Упражнение 5. Логические задачи
- Что такое логическое мышление?
- Как развить логическое мышление другим способом?
- 6 главных аксиом логики
Ответы на головоломки
Пþ ôòð ÃÂÃÂõÃÂóþûÃÂýøúð ø÷ ÿÃÂÃÂø ÃÂÿøÃÂõú.
ÃÂÃÂþ ôòð úòðôÃÂðÃÂøúð ø÷ ÃÂõüø.
ÃÂþûÃÂÃÂðõü ÃÂÃÂø úòðôÃÂðÃÂð.
àð÷òþÃÂðÃÂøòðõü ÃÂÃÂÃÂõûà(ÃÂûõôøÃÂõ ÷ð ÃÂòõÃÂþü ÿðûþÃÂõú).
ÃÂþòþÃÂðÃÂøòðõü ÃÂÃÂñúÃÂ.
àÿÃÂþ ôòð ÃÂðòýþÃÂÃÂþÃÂþýýøàÃÂÃÂõÃÂóþûÃÂýøúð.
àõÃÂõ ýõôðòýþ þñýðÃÂÃÂöøûð ò øýÃÂõÃÂýõÃÂõ ÃÂÃÂþ òøôõþ. ÃÂð ýõü ÃÂþòÃÂõü ôÃÂÃÂóøõ ÃÂÿÃÂðöýõýøÃÂ. ÃÂàÿþÿÃÂþñþòðûø, ÿþúð ÿþûÃÂÃÂðõÃÂÃÂààÃÂÃÂÃÂôþü. çÃÂþ ö, ñÃÂôõü ÃÂÃÂõýøÃÂþòðÃÂÃÂÃÂÃÂ. ÃÂþÃÂüþÃÂÃÂøÃÂõ, üþöõàø òðü ÿÃÂøóþôøÃÂÃÂÃÂ?
ÃÂõÃÂ÷ðùÃÂõ! ÃÂðýøüðùÃÂõÃÂÃÂ! àð÷òøòðùÃÂõÃÂàòüõÃÂÃÂõ ÃÂþ ÃÂòþøüø ôõÃÂÃÂüø. ÃÂþÿÃÂþñÃÂùÃÂõ ÃÂÃÂø ë÷þûþÃÂÃÂõû ÃÂÿÃÂðöýõýøÃÂ. àõ÷ÃÂûÃÂÃÂðÃÂðüø ÿþÃÂòðÃÂÃÂðùÃÂõÃÂÃÂàò úþüüõýÃÂðÃÂøÃÂÃÂ!
ÃÂûðóþôðÃÂàòðà÷ð òýøüðýøõ!
àöôàò óþÃÂÃÂø ÃÂýþòð! ÃÂôõÃÂàòðü òÃÂõóôð ÃÂðôÃÂ!
ÃÂÃÂþóÃÂðüüøÃÂÃÂðü ñõ÷ ûþóøúø ýøúÃÂôð. ÃÂþÃÂÃÂþüàòÃÂõüàÿÃÂþúðÃÂðÃÂàüþ÷ó: ÿÃÂþòõÃÂÃÂÃÂõ ÃÂòþø ÃÂÿþÃÂþñýþÃÂÃÂø. ÃÂðü ÿþô ÃÂøûàÃÂÃÂø ûþóøÃÂõÃÂúøõ ÷ðôðÃÂø?
ÃÂþûõ÷ýþ ÃÂõÃÂðÃÂàø ûþóøÃÂõÃÂúøõ ÷ðôðÃÂø, ø üðÃÂõüðÃÂøÃÂõÃÂúøõ. âðú òàÃÂð÷òøòðõÃÂõ ûþóøúàø ÃÂÃÂõýøÃÂÃÂõÃÂõ üþ÷ó. àÃÂøûàÿÃÂþÃÂõÃÂÃÂøø ðùÃÂøÃÂýøúàúÃÂðùýõ òðöýþ ÃÂûõôøÃÂà÷ð ÃÂþýÃÂÃÂþü ÃÂòþõù óûðòýþù ëüÃÂÃÂÃÂÃÂû. ÃÂþ÷ó ûÃÂñøà÷ðôðÃÂúø ø óþûþòþûþüúø, ð õÃÂàÿõÃÂõúûÃÂÃÂõýøõ òýøüðýøàø þÃÂôÃÂàþàÃÂÃÂÃÂøýÃÂ. ÃÂþÃÂÃÂþüàÃÂúþÃÂõõ ÿÃÂøÃÂÃÂÃÂÿøü ú ÃÂð÷òûõÃÂõýøÃÂü àÿþûÃÂ÷þù!
Практикуйте SWOT-анализ
SWOT — это оценка сильных (Strengths) и слабых (Weaknesses) сторон, а также возможностей (Opportunities) и угроз (Threats) чего бы то ни было: идеи, предложения, объекта.
Как это делается, проще объяснить на примере. Допустим, вы подумываете поужинать в фаст-фуде. Сильные стороны: быстро, дешево, вкусно. Слабые: вредно, калорийно. Возможности: не надо готовить, освободится время на изучение программирования. Угрозы: можно отравиться или просто объесться, и ничего делать уже не захочется. Можно так же проанализировать вариант «писать код сейчас» или «взять ещё один фриланс». И сделать рациональный выбор.
Что такое логическое мышление
Некоторые люди полагают, что любое размышление – уже обязательно содержащее логику. Это утверждение не является полностью верным. Логическое мышление – это такой мыслительный процесс, в котором человек, базируясь на определенных вводных данных, с помощью использования логических конструкций приходит к закономерному заключению. Говоря проще, логика – это умение думать поэтапно и сопоставлять факты. Например, простое описание природы не будет являться примером логического мышления, а вот ответ на логическую задачу – да.
Логика – это еще и наука об интеллектуальном мышлении, о его формах и законах. Ее называют наукой о доказательствах и опровержениях. Именно с ее помощью строятся конструкции, описывающие мышление. Некоторые люди полагают это знание совершенно недостойным внимания. Если говорить о простейших логических умозаключениях, то развивать этот тип мышления не нужно, будет достаточно того, что называют здравым смыслом, трезвым рассуждением. Если говорить о чем-то большем, то там простой трезвости ума будет мало. Все потому, что логика всегда базируется на твердой основе, полученных ранее фактах, а здравый смысл берет в расчет и чувственный опыт, который может искажать размышление.
Логика – наука о размышлении
Важно! Улучшать свое логическое мышление нужно всем – в отдельных случаях даже небольшое искажение размышления чувственным опытом может привести к неверному результату. Так, ребенок, предположив, что укол – это больно, будет игнорировать всю информацию о пользе прививки и отказываться ее ставить
Логику сейчас преподают лишь обрывочно. Какие ассоциации возникают у людей при этом слове – математика, специальные логические головоломки, то, что она может использоваться программистом. Между тем область воздействия логики гораздо обширнее, чем точные науки и загадки. Логика используется во всех сферах жизни: ее применяют и в лингвистике, и в изучении биологического разнообразия, и в медицине, и в житейских ситуациях, всюду.
Как рассадить интровертов в баре
А вот задачка на структуры данных, сортировку и алгоритмику, которая возможна только в нашей стране.
В Петербурге на улице Рубинштейна есть один бар, в который ходят лишь необщительные люди, назовём их интровертами. (На самом деле интроверты общительные, необщительность — это миф. Но это задачка, поэтому упростим.)
Интроверты садятся вдоль барной стойки, где есть 25 мест. Когда входит новый посетитель, он всегда садится у стойки как можно дальше от остальных гостей. Никто не садится на соседнее место рядом с другим интровертом: если кто-то входит и видит, что свободных мест мало и надо сесть рядом с кем-то, то он уходит.
Бармен хочет получить как можно больше клиентов. У него есть право посадить самого первого посетителя на любое место у стойки. Куда выгоднее посадить первого интроверта с точки зрения бармена?
Для начала найдём идеальный вариант, который устроил бы бармена. Для этого нарисуем 25 квадратов в ряд и закрасим те, на которых кто-то сидит. Помните, что ни один интроверт по задаче не сядет на соседнее место к другому.
Получается, что это самая плотная рассадка, которая возможна в этом баре. Так у стойки сидят 13 человек. Осталось только найти место для самого первого посетителя.
Для начала попробуем решить эту задачу в лоб и посадим первого посетителя на первый стул:
Теперь второй посетитель должен сесть на свободное место как можно дальше от него, то есть занять стул № 25:
Третьему достаётся стул № 13, так как он ровно посередине между этими двумя:
Два следующих займут свободные места точно посередине между центральным и боковыми:
И вот тут настаёт момент истины: четыре следующих посетителя тоже сядут точно посередине между занятыми местами. Это значит, что между каждым будет по 2 пустых места:
В итоге у нас занято всего 9 мест, но сесть больше никуда нельзя: у каждого свободного стула есть как минимум один занятый сосед. Значит, этот вариант не подходит. Нужен другой.
Чтобы прийти к правильному ответу, попробуем решать задачу с конца.
Вспомним идеальную рассадку:
Здесь сидит максимальное количество гостей — 13, и между каждым из них есть свободное место. Отмотаем на шаг назад и посмотрим, как могли бы сидеть интроверты, чтобы новые гости сели точно между ними:
В этом случае 6 новых гостей садятся точно посередине между занятыми стульями и идеально заполняют все места.
Теперь сделаем ещё шаг назад и посмотрим, как должны сидеть гости, чтобы новые клиенты сели на нужные стулья:
Получается, что если мы посадим первых четырёх гостей так, как на рисунке выше, то дальше всё будет хорошо. Сделаем ещё шаг назад, чтобы понять, как они смогли так сесть:
Из рисунка видно, что два новых посетителя должны сесть как можно дальше от занятых мест. Для этого один садится ровно посередине между двумя занятыми, а второй — с самого края, на первое место. Таким образом, между всеми ними будет максимально возможное расстояние. Осталось понять, как сели эти первые два интроверта.
Если бы первый гость сел с краю на стул № 25, второму бы пришлось сесть с противоположного края на стул № 1 (мы это разобрали в самом начале, в неправильном варианте). Значит, первый гость сел на стул № 9, а второму пришлось сесть максимально далеко от него — на самый последний стул:
Получается, самого первого гостя бармен должен посадить на стул № 9.
Как так вышло? Просто посчитали от обратного. Программисты называют это Test-First Development, хех.
Советы по развитию логического мышления
Наш мозг любит узнавать новое, думать, встречаться с
трудностями и работать. Чтобы не потреблять массу ненужной информации, а
заниматься осознанным самосовершенствованием и развить логическое мышление,
следует выполнять следующие упражнения и придерживаться рекомендаций
специалистов.
Совет 1. Больше читайте. Потребляя полезную информацию, требующую анализа, наш мозг тренируется, а мы становимся многогранными и начитанными личностями. Не следует гнаться за количеством прочитанных страниц и книг, главное – качество. Анализируйте, рассуждайте, делайте прогнозы: чем кончится книга, если она художественная, конспектируйте, если это нон-фикшн.
Совет 2. Играйте в развивающие игры. К ним относятся различные настольные игры, шахматы, шашки, нарды, «Эрудит», различные загадки, пазлы, кубик-рубик. Это помогает развиваться и одновременно весело проводить время с друзьями.
Совет 3. Ежедневно уделяйте минимум 15 минут упражнениям по развитию логики. Можно заняться решением математических задач, выстраиванием логических цепочек, упорядочиванием слов или событий в определённом порядке, составлением логических суждений, исходя из законов логики.
Совет 4. Решайте кроссворды, сканворды, ребусы, загадки. Это не только скрашивает досуг, но и отлично развивает мышление. Можно купить журнал по старинке или решать онлайн, благо сейчас подобных головоломок полно.
Совет 5. Изучайте иностранные языки. Новая информация всегда благоприятно влияет на мозговую активность, особенно регулярные занятия другим языком. Запишитесь на курсы в городе или онлайн, либо занимайтесь самостоятельно через мобильные приложения. Это не только поможет прокачать мыслительные процессы, но и разовьет кругозор, позволит путешествовать по всему миру и заводить друзей различных рас и национальностей. Это приведет к обмену информацией, который помогает проникнуться другой культурой и менталитетом.
Совет 6. Играйте в ассоциации. Это помогает одновременно развивать и образное, и логическое мышление.
Совет 7. Меняйте руку при выполнении обыденных задач, это помогает иначе взглянуть на рутинные процессы и задействует другую часть мозга.
Совет 8. Придумывайте оригинальные способы использования предметов. Помогает открыть в себе креативщика и найти необычное применение обычным вещам.
Совет 9. Займитесь изучением естественных наук. К ним относятся физика, химия, астрономия, биология, геология, география. Так вы явно станете умнее и расширите свои познания об устройстве в мире. И, может, найдете новое хобби или цель в жизни.
Совет 10. Устраивайте дебаты и аргументированные споры с друзьями. Мало много знать, необходимо уметь использовать свои знания в виде аргументов. Спорьте, ищите истину, обменивайтесь новой информацией, учитесь грамотно излагать мысли, слушать собеседника, конструктивно вести диалог.
Упражнения для развития логического мышления
В интернет можно обнаружить массу развивающих игр и загадок. Это кроссворды, ребусы, реверси, судоку, которые нравятся как взрослым, так и детям. К примеру, игра «Эрудит» помогает увеличить словарный запас, ускорить логику. Следует скачать игровое приложение на компьютер, после чего пользоваться им в свободное время. Мозг можно будет тренировать дома, по пути на транспорте, в моменты ожидания, с пользой проводя время. Для достижения максимума результата важна регулярность.
Психологи предлагают разнообразные упражнения. К примеру, по упорядочению слов на одну тему. Выстраивается цепочка из понятий от конкретного к общему: овчарка — название породы — собака — животное. Нужно стараться подобрать как можно больше слов, включенных в цепочку. Тренировку проводят дважды в день, затрачивая по четверти часа.
Тесты головоломки игры для мозга взрослых. Тесты уровень Q
Проверить свою логику можно используя тесты головоломки, предлагаем 10 тестов для проверки уровня Q.
Вариант 1
Проверка мышления, определения уровня способности разделять понятия. Для решения отводится всего 3 минуты, за которые нужно успеть дать правильный ответ. Каждый вопрос имеет 4 варианта, объединяющиеся по родовому понятию. Найдите исключение.
Вариант 2
Большинство людей приравнивают интеллект к уму. Психология имеет свое мнение по этому поводу, отмечая, что интеллект это нечто большее, чем ум. Благодаря интеллекту мы логически мыслим, имеем способность оценить ситуацию, принять верное решение, приспособиться и не потеряться в жизни. Логическое мышление и интуиция, правая и левая рука интеллекта. Данный вид теста поможет проверить мышление, поработать над его развитием.
Вариант 3
Благодаря данному виду теста головоломки можно определить, насколько развита ваша логика. Если пройти не получилось, расстраиваться не стоит, повторение мать учения.
Вариант 4
Безупречный тест головоломка по определению уровня Q. Развивает память, словарный запас.
Вариант 5
Данный тест головоломки расскажет о всех ваших способностях, в том числе и логическом мышлении.
Вариант 6
Рекомендуем обязательно пройти этот тест головоломку
Он научит разделять понятия «главное/второстепенное, абстрактное/конкретное», что очень важно не только для развития логики, но и для жизни
Вариант 7
Превосходный тест головоломка для развития технических способностей из 70 заданий на рисунках. На решение вам будет выделено 25 минут.
Вариант 8
Интересный тест головоломка для тренировки логического мышления. Вам необходимо определить, что связывает данные пары слов всего за три минуты.
Вариант 9
В быстром темпе необходимо выбрать правильный вариант данного теста головоломки. Представленные задания с математическим уклоном.
Вариант 10
Настоятельно рекомендуем решить тест головоломку с числовым рядом. Это прекрасная возможность проверить себя на сообразительность и смекалку.
Что такое логика?
Действие логических преобразований в уме выделяется как тип мышления. В этом случае логика представляет собой процесс во времени, то, как разум выстраивает связи между реальными предметами. Такие связи более устойчивы и предметны, чем те связи, которые образуются в рамках простого восприятия. Проводятся связи не только между отдельными явлениями реальности, но и между словами и целыми предложениями, которые представляют собой графический образ мысли.
Кроме этого, логика причастна к созданию абстрактных понятий.
Понятие – это абстрактная сущность, оно объединяет сразу несколько объектов (или предметов реальности). Содержанием понятия становится обобщенный признак, который проявляется в разной степени у всех этих объектов.
Например, в понятие «живой организм» могут входить растения и животные, которых объединяет наличие органических азотистых соединений (нуклеиновых кислот). Далее, в понятие «растения» входит любое растение (роза, папоротник, елка). Затем эту цепочку можно разложить на конкретных представителей рода – «цветковые», «водоросли», «мхи». Таким образом, понятия низкого уровня поднимаются в результате обобщения к более высшим. Например, к понятию «жизни» вообще, на основе понятий «воссоздания себя» и «обмена энергии».
Такая многоуровневая иерархия понятий образует систему упорядоченных знаний, любое явление на своем месте, как книги в библиотеке. В отличие от слова, оно не имеет четких границ смысла. Его невозможно передать одним каким-то словом. Но оно помогает лучше освоить информацию и то, о чем идет речь, исключает двусмысленность в обмене фактами и присуща только живому субъекту. Понятия формируются в рамках какой-либо специфической системы. Например, в рамках науки социологии есть понятия: «семья», «город», «общество» и так далее.
Получение абстрактных единиц и их связывание друг с другом начинается с двух главных логических операций – анализа и синтеза. Анализ – это разложение явления реальности, предмета или информации на элементарные единицы. В процессе определяется, из чего и как состоит объект, что лежит в его сущности, как соотносятся части целого между собой.
Синтез – это объединение различных элементов. Например, объединение двух объектов в одно понятие, либо соединение частей объектов для получения новой абстракции или модели реальности. Хорошим примером демонстрации понятия «синтез» может быть объединение всех сенсорных сигналов организма в один смысл, в компонент сознания. Однако, логика, как способность разума, занимается объединением уже готовых смыслов в суждения, а суждения в умозаключения. Хотя по своей природе мозг (разум) стремится объединять все в целостную картину сознания и только логика помогает достичь правильности её восприятия.
Логика занимается поисками истинного знания, отождествлением правильных представлений о реальности с положением дел в мире.
Упражнения по развитию логики
Например, можно попробовать писать и чистить зубы левой рукой, что задействует другое полушарие мозга. В течение дня стоит менять вид деятельности: такой подход ускорит адаптационные способности.
Ещё следует анализировать свои мысли и поступки, задавать вопросы и отвечать на них самостоятельно, а также чаще бывать на свежем воздухе, что полезно не только для мышления, но и для здоровья вообще.
Развивать мышление у ребенка поможет видео:
Когда начинать тренироваться?
Логика нужна в любом возрасте
Например, малыш трясёт погремушку и устанавливает причинно-следственную цепочку между своим действием и звуком, издаваемым игрушкой. Ребёнок постарше бросает пустышку и следит за её падением. И вновь здесь работает логическое мышление: соска упадёт вниз, если уронить её.
Любое занятие должно быть сообразно возрасту. Сортер (коробочка с прорезями в виде разных геометрических фигур и фигуры, которые нужно правильно вкладывать в эти прорези)и пирамидка, которые любят давать малышам мамы, в среднем осваиваются детьми в возрасте около года. Раньше требовать от малютки выполнения условий игры бесполезно, даже вредно.
Внимание! Родителям важно осознавать, что всё хорошо в своё время, и не перегружать ребёнка сложными для его возраста задачами
Можно обратить внимание и на то, что после долгого перерыва возобновить тренинги никогда не поздно. В жизни взрослого человека много будничных забот, и упражнения были бы и полезны для его мозга и восстановления школьных и студенческих знаний, и позволяли бы отдохнуть от повседневной рутины, поднимая настроение и себе, и ближним
Не говоря уже и о пожилых людях: в монотонной жизни пенсионера логические игры не только могут добавит свежих и ярких впечатлений, но и предотвратить развитие склероза и прочих свойственных этому возрасту заболеваний.
Как развить мышление?
Благодаря книгам, учителям, Интернету и прочим источникам наши знания постоянно пополняются. Некоторая информация устаревает, и на смену ей приходит другая. Знания, разумеется, очень важны, но ещё важнее то, как мы сумеем ими распорядиться, то есть развитое мышление, ведь именно благодаря ему мы можем работать с полученной информацией, использовать её, придумывать что-то новое, совершенствовать уже сделанное, получать пользу, решать текущие задачи и проблемы, находить выход из создавшейся ситуации. Всякий раз, когда мы интересуемся чем-то, любопытствуя, изучая, задаваясь новыми вопросами, – мы тренируем своё мышление.
Развить мышление, память, восприятие, внимание можно с помощью развивающих игр на тренажёрах для мозга онлайн . Только заниматься нужно ежедневно и удовольствием!. Искренне желаем Вам успехов в саморазвитии!
Искренне желаем Вам успехов в саморазвитии!
Как развивать мышление дома и увидеть результат
Задания на развитие мыслительной способности можно встретить не только на специализированных сервисах, они издавна практикуются знающими людьми в виде интеллектуальных игр, таких как шахматы или шашки, где необходимо не просто видеть текущую ситуацию на доске, но и прогнозировать максимальное количество возможных ходов противника. Это действенный и подтвержденный годами и поколениями способ, однако, он имеет несколько существенных недостатков. В такой игре уровень сложности определить невозможно, он по большей части зависит от соперника, да и поиск этого самого соперника порой бывает затруднительным. Развивать мышление у детей, таким образом, еще сложнее, поскольку не многие из них находят данное занятие увлекательным.
Современная альтернатива играм с мыслительными заданиями – это онлайн тренажеры, построенные по тому же принципу и доступны в любой день года и в любое время. Гибкая система настроек позволяет тонко регулировать уровень сложности, а анализ каждой тренировки дает четкую картину прогресса и эффективности проведенного времени.
Улучшить мышление таким способом может не только ребенок, но и взрослый, заинтересованный человек, выбрав для себя тип заданий и ожидаемый результат.
Разновидности мышления
В психологии мышление условно подразделяют на логическое и образное – это 2 основные ветви развития, за которые отвечают разные полушария. Также оно бывает теоретическое и практическое, раскрытое и интуитивное, общепринятое и самостоятельное. Выделяют 7 основных видов мышления:
- Пралогическое. Примитивное, появляется на первых этапах формирования человеческих мыслей;
- Творческое. Заключается в возможности отойти от общепринятых понятий, создать что-либо новое;
- Словесно-логическое. Основывается на словесной коммуникации.
- Наглядно-образное. Предполагает осознание происходящего в целом и его деталей;
- Наглядно-действенное. Предполагает не только осознание, но и конкретные действия;
- Практическое. Предполагает наличие четкой цели, алгоритма действий;
- Теоретическое. Заключается в возможности не только поиска решения, но и определения алгоритма действий, который поможет решить целую череду подобных задач.
Наглядно-действенное мышление
Данный тип мыслительного процесса является продуктом левого полушария и состоит он в создании в сознании копии существующего предмета или объекта и выявлении его свойств и возможной пользы сначала в своем воображении для последующего применения в реальности. Для простоты можно представить маленького ребенка, который смотря на предмет и трогая его, представляет, куда он влезет, съедобный он или нет, можно ли его кинуть или ударить ним. Взрослые люди также используют данный прием, перебирая в голове возможные полезные свойства предмета, они представляют его в действии и делают предварительный вывод о пригодности его для такого использования. Это ярко выражается, когда взрослый человек ищет чем заменить недостающую деталь или из чего ее сделать.
Тренировка данного процесса происходит во всех играх, где просчитываются различные комбинации ходов, например в шахматах или шашках, но также есть и специально разработанные упражнения:
- Определение характеристик предмета – выберите один из предметов, лежащих в вашей комнате, и попробуйте представить его вес. После этого проверьте его по ощущениям, взяв в руки, и определите таким ли вы его представляли. Также мысленно определите его площадь и попробуйте выяснить соотношение с площадью вашей комнаты. Сколько таких предметов вместится в один слой, а как насчет объема? Если такими предметами забить всю комнату, сколько бы их получилось?
- Головоломки – как материальные, так и виртуальные головоломки помогают развивать наглядно-действенное мышление. Они заставляют сначала в воображении производить действия на несколько шагов вперед, а потом проверять результат на практике.
- Конструктор – не только желанная игрушка для детей, но и отличный способ придумать множество различных фигур и попытаться их собрать. Это отличная тренировка для вашего мозга, и чем больше деталей в конструкторе, тем лучше.
- Лепка фигурок – как и конструктор, помогает воплотить в жизнь ранее задуманный вами объект и попытаться сделать его именно таким, каким вы его себе представляли. Если у вас есть желание и время на такое занятие, обязательно попробуйте.
Как развить абстрактно-логическое мышление
Развитие абстрактно-логического мышления предполагает развитие речи, ведь именно понятийная форма отличает этот вид мышления. Чтобы развить речь, нужно больше читать. Развивать речи можно, пересказывая текст
Стихотворный или прозаический, художественный, научный или публицистический, устно или письменно – неважно, просто выберите то, что подходит именно Вам, и пробуйте
Письменная речь хороша своей упорядоченностью, её легче логически выстраивать. Вспомните, как писали сочинение в школе: прочитав написанное, нередко хотелось внести в черновик правки, один кусок убрать, другой переместить, что-то дополнить, что-то исправить. Устно так не поработаешь.
Логическое мышление предполагает использование некоторых операций. Они общеизвестны, и все же назовём их:
- Анализ – процесс деления целого на составляющие его части, осмысление структуры и принципов организации.
- Синтез – процесс перехода от частей к целому, объединение, а нередко и комбинирование этих частей по-новому.
- Сравнение – сопоставление с чем-либо, выявление сходства и различий.
- Абстрагирование – замена конкретных предметов и образов отвлечёнными понятиями, или оперирование формулами и цифрами (то есть абстрактными понятиями), или отвлечение от чего-то несущественного.
Упражнение 7. Правда и ложь
А теперь поработаем Шерлоком Холмсом! Будем искать истину и обнаруживать ложь.
Покажите ребенку две картинки, на одной из которых изобразите квадрат и треугольник, а на другой круг и многоугольник.
И теперь предложите карточки со следующими высказываниями:
- некоторые фигуры на карточке треугольники;
- на карточке нет треугольников;
- на карточке есть круги;
- некоторые фигуры на карточке квадраты;
- все фигуры на карточке треугольники;
- на карточке нет многоугольников;
- на карточке нет ни одного прямоугольника.
Задача — определить, ложны эти высказывания или истинны для каждой картинки с фигурами.
Подобное упражнение можно проводить не только с геометрическими фигурами, а и с изображениями животных. Например, поместить на картинку кошку, лису и белку.
Высказывания могут быть следующими:
- все эти животные хищники;
- на картинке присутствуют домашние животные;
- все животные на картинке могут лазать по деревьям;
- у всех животных есть мех.
Картинки и высказывания к ним можно подбирать самостоятельно.
Упражнение 5. Логические задачи
Чем больше логических задачек вы решаете, тем крепче становится ваше мышление. Ведь не даром говорят, что математика – это гимнастика для ума. Действительно, при решении некоторых из них, прямо чувствуешь, как мозг шевелится.
Начнем с тех, что попроще:
- Коля и Вася решали задачки. Один мальчик решал у доски, а другой за партой. Где решал задачки Вася, если Коля не решал у доски?
- Три стареньких бабушки живут в одном подъезде, на третьем, пятом и седьмом этажах. Кто на каком этаже живет, если бабушка Нина, живет выше бабушки Вали, а бабушка Галя, ниже бабушки Вали?
- Юра, Игорь, Паша и Артем пришли к финишу в первой четверке на соревнованиях по бегу. Кто какое место занял? Известно, что Юра прибежал не первым и не четвертым, Игорь прибежал следом за победителем, а Паша не был последним.
А следующие три задачи Сашуля принесла с математической олимпиады. Это задачи для третьего класса.
«Садовод посадил 8 саженцев. Из всех, кроме четырех выросли грушевые деревья. На всех грушевых деревьях, кроме двух растут груши. Груши со всех плодоносящих грушевых деревьев, кроме одного невкусные. На скольких грушевых деревьях вкусные груши?»
«Вася, Петя, Ваня носят галстуки только одного цвета: зеленого, желтого и голубого. Вася сказал: «Петя не любит желтый цвет». Петя сказал: «Ваня носит голубой галстук». Ваня сказал: «Вы оба обманываете». Кто какой цвет предпочитает, если Ваня никогда не врет?»
А теперь внимание! Задача повышенной сложности! «На засыпку», как говорится. Я ее не смогла решить
Долго мучилась, а потом подглядела в ответы. Она тоже с олимпиады.
«Путешественнику нужно пересечь пустыню. Переход длится шесть дней. Путешественник и носильщик, который будет его сопровождать, могут взять с собой запас воды и еды для одного человека на четыре дня каждый. Сколько носильщиков потребуется путешественнику для воплощения в жизнь своего замысла? Укажите наименьшее число».
Если на какой-нибудь задачке все-таки засыпетесь, то обращайтесь, помогу)
Что такое логическое мышление?
Это способ выражения мысли в ясной и отчётливой форме. Способность учиться понимать суть вещей, происходящих вокруг. Развивать логическое мышление необходимо с целью принятия решения, основанного на применении и анализа ранее полученных знаний.
Суть понятия
Термин берёт корни от слов «логика» и «мышление». Философия утверждает, логика есть способ познания мира, заключающийся в применении ранее известной информации. Логичный исход предсказуем. Он основан на анализе и синтезе данных о сущности знакомых явлений.
Мышление – психический процесс моделирования закономерностей окружающей действительности. Независимо кто, взрослый или ребёнок, его мозг ежесекундно осуществляют мыслительную деятельность. В случае с ребёнком, его она направлена на запоминания – алфавита, таблицы умножения, правил этикета, общения со сверстниками. Полученные навыки применяются им во взрослой жизни. Состоявшаяся же личность проводит мыслительную деятельность с целью решения повседневных задач – мысли о работе, семье, счастливом будущем.
Объединив характеристики первого и второго, приходим к выводу: логическое мышление – форма интеллектуальной активности, включающая анализ известных данных и синтез обоснованного исхода.
Как развить логическое мышление другим способом?
Попробуйте ввести дневник, или займитесь стихосложением, или попробуйте в письменном виде рассказать о чем-то
Неважно, рассказ получится, или заметка, или зарисовка, или стихотворение (белый стих тоже приветствуется!). Почему это работает? Потому, что логическое мышление неразрывно связано с речью, и реализуется в основном в форме знаков и понятий
Почему это работает? Потому, что логическое мышление неразрывно связано с речью, и реализуется в основном в форме знаков и понятий.
Что делать, если творчество – «не ваш конёк»?
Во-первых, стоит всё-таки попробовать, а если не хочется даже пробовать, можно пойти и по другому пути. Для этого назовите наугад три любых объекта, например: слон, стул, веер. А теперь придумайте предложение, в котором логически можно уместить все три выбранных объекта. Например:
На стуле стояла тарелка с нарезанными фруктами, а Тимка сидел на ковре, смотрел мультик про слона, жевал ломтик яблока и помахивал бабушкиным веером.
Или проявите фантазию, сочетая в предложении слова молоток, рыба, гейзер. Например, так: «Зашвырнул дед молоток в гейзер, а из глубины на самую верхушку фонтана взлетела самая настоящая рыба, да не простая, а золотая, и погрозила деду плавником.»
6 главных аксиом логики
Развитие и усовершенствование логического мышления невозможно без знания логических аксиом, являющихся основой мировоззрения человека:
Необратимость времени
С детства люди знакомятся с понятиями «вчера», «завтра», «сегодня». То есть начинают осознавать разницу между прошлым и будущим.
Следственные связи, их последовательность
Невозможность существования одних и тех же фактов в определенном промежутке времени: при плюсовом температурном режиме вода не может замерзнуть, а женщина, ждущая ребенка, не имеет возможности забеременеть.
Дедукция
Дедуктивный метод мышления основывается на логических законах и ведет от общего к частному: прошел сильный ливень, деревья стали мокрыми. Метод дедукции дает 99,99% истинный ответ.
Индукция
Этот метод умозаключений ведет от общего к частному и основывается на похожие свойства разных предметов и объектов: деревья, дорога и машины мокрые – идет ливень. Индуктивный метод обладает 90% правдивости, так как деревья и другие предметы могут стать мокрыми не только из-за дождя.
Последовательность действий
Если человек совершает поэтапно несколько последовательных действий, то он получает ожидаемый и удовлетворительный результат.
Человек – нелогичное существо
Умозаключения очень часто идут вразрез с моралью и этикой, а в отдельных случаях с законодательством.
Ведь маньяки и люди с нарушенной психикой считают, что убивая и осуществляя насильственные действия, они поступают логично.
Неестественное формирование логического мышления с детства в условиях военных действий и экстремальных ситуаций провоцируют впоследствии людей к совершению ужасных поступков с точки зрения гуманности.
Наука не является совершенной, поэтому в реальной жизни логика может уступать истине. Ярким примером является ситуация, когда женщина делает логичное, по ее мнению, умозаключение: мужчина не звонит, ведет себя отчужденно, значит, я ему не нравлюсь.
Как показывает практика, в 85% случаев безразличие со стороны противоположного пола является признаком заинтересованности в формировании и развитии взаимоотношений. А в выводе женщины виноваты погрешности индуктивного метода.