10 симптомов разных видов психоза: почему так важна точная диагностика?
Содержание:
- Особенности подросткового возраста
- Поведенческие сигналы в разный возрастной период
- Показания к госпитализации в психиатрическую больницу
- Как поставить диагноз
- Шизофрения, шизотипическое расстройство, шизоаффективное расстройство у детей и подростков
- Причины умственной отсталости. Как ставят диагноз
- Почему появляется
- Послеродовой период
- Определение диагноза
- Жесты при шизофрении
- Диагностика продромального периода шизофрении
- Как общаться
Особенности подросткового возраста
Подросток – это человек, эмоции которого чрезвычайно подвижны и не удерживаются на протяжении длительного времени, к сожалению, они бывают довольно поверхностными, неглубокими.
В подростковом возрасте человек переживает большое количество откровений, открытий. Особенно тяжело ему дается переживание предательства, очень остро и немножко гипертрофированно подростки относятся к таким важным для них в этом возрасте понятиям как дружба, любовь. И разрывы дружеских и любовных отношений в подростковом возрасте воспринимаются как психическая травма, довольно тяжелая, иногда катастрофическая.
В этом возрасте, который по-другому еще называется пубертатный возраст, мы психиатры довольно часто сталкиваемся с началом тех или иных психических расстройств.
Поведенческие сигналы в разный возрастной период
Первые симптомы шизофренииу детей проявляются по-разному, и зависят от возраста.
- Младенчество. У малыша отсутствует сфокусированный взгляд, часто возникает невозможность определить, что именно он наблюдает. Сон короткий и беспокойный. Нередко наблюдается торможение в развитии базовой моторики, способности говорить. Дети очень чувствительны к посторонним громким звукам, часто пугаются, раздражены, эмоционально холодны к родителям: не проявляют радости, когда их берут на руки или обнимают.
- От 1 до 3 лет. У детей проявляются двигательные особенности – они могут бесцельно и хаотично ходить из стороны в сторону, или по кругу, часто внезапно срываются с места и убегают. В эмоциональном плане выражается импульсивность, немотивированные слезы или радость, беспричинное чувство предметного страха.
- От 4 до 5 лет. Все разговорное время в этот период у ребенка занимают личные фантазии. Не прошедший с более раннего возраста страх трансформируется в фобии необычной тематики – малыш начинает бояться своей тени, языка, облаков и т. п. У больного появляются опасения, касающиеся его собственного или родительского благополучия – он боится быть потерянным, украденным, за жизнь близких людей.
- От 5 до 6 лет. Шизофреник много раз задает один и тот же вопрос, не нуждаясь в ответе, или, наоборот, требуя одной определенной реакции. Он навязчиво рифмует слова, придумывает новые словоформы, которые имеют бессмысленный характер. Появляются элементы асоциального поведения –ругательства, опасное для жизни и здоровья поведение, агрессия, направленная на окружающих людей и животных. Часто больные жалуются родителям на повторяющиеся, страшные сны.
- От 6 до 7 лет. В этом возрасте начинает отчетливо выражаться негативизм к социуму. Отношение неприязненности к определенному человеку может выражаться по-разному: ребенок становится суетливым, старается причинить вред несимпатичным ему людям. Не проходит страх, который начинает приобретать четкие очертания – больной хочет, но боится есть, потому что его отравят, не может купаться, потому что утонет, боится засыпать, потому что не хочет видеть страшные сны и т. д. Нередко наблюдается состояние гипомании, характеризующееся повышенным тонусом и двигательной суетливостью, которые не подразумевают целенаправленную деятельность.
- От 10 до 12 лет. Детская шизофрения, которая проявляется в эти годы жизни, наиболее похожа на взрослую ее форму, и характеризуется устойчивыми проблемами с концентрацией внимания, нарушениями периодами сна и бодрствования. Школьник избегает любого общения, надолго уединяется. Бессвязная речь сопровождается слуховыми, зрительными галлюцинациями, параноидальными проявлениями. В период обострения заболевания поведение шизофреника становится непредсказуемым для окружающих, агрессивным.
- От 12 до 15 лет. Риск развития отклонений психики в подростковом возрасте в несколько раз выше, чем в детском. У подростка начинают формироваться патологические психические и эмоциональные состояния, которые связаны с восприятием окружающей действительности. На первый план выходят признаки психопатии – сексуальная распущенность, агрессивность, непослушание. У подростка с шизофреническим расстройством наблюдаются изменения в эмоциональной сфере (он испытывает затруднения в выражении адекватных эмоций), появляются галлюцинации и бредовые идеи, нарушения поведенческого характера (пассивность, неуправляемость, примитивность интересов).
Вышеперечисленные симптомы у шизофреников могут проявляться не одновременно, а сменять друг друга в зависимости от фазы заболевания.
Показания к госпитализации в психиатрическую больницу
Показаниями к госпитализации в психиатрический стационар является острое психическое расстройство, либо обострение хронического психического расстройства, если лечение в условиях психиатрического диспансера, дневного стационара, а также лечение на дому представляются невозможными (сильное возбуждение, оформленный бред против конкретных лиц, экспансивный бред, склонность к побегу, суицидальная настроенность, отказ больного человека от лечения при наличии явной опасности для себя или окружающих, необходимость подбирать комбинации из нескольких препаратов, угрожающее ухудшение состояния, и так далее).
Как поставить диагноз
Диагностика шизофрении у детей начинается с внимания родителей и близких к ребенку. Только взрослые могут усмотреть в поведении своего чада тревожные симптомы.
Резкая перемена в действиях и личности ребенка, его отстраненность от окружающих, странности и стереотипность поведения, ощущение, что он разговаривает с кем-то невидимым, должны обращать на себя внимание родителей. При первых подозрениях на нестабильность психического развития малыша необходимо обратиться к врачу-психиатру
Специалист тщательно обследует маленького пациента. Собирает сведения о том, как развивался ребенок до «подозрительных симптомов», при каких обстоятельствах появились перемены. С помощью группы психологических методик выявляет уровень развития когнитивных функций, личностных качеств и т.д. При необходимости назначает дополнительные обследования
При первых подозрениях на нестабильность психического развития малыша необходимо обратиться к врачу-психиатру. Специалист тщательно обследует маленького пациента. Собирает сведения о том, как развивался ребенок до «подозрительных симптомов», при каких обстоятельствах появились перемены. С помощью группы психологических методик выявляет уровень развития когнитивных функций, личностных качеств и т.д. При необходимости назначает дополнительные обследования.
Все это необходимо, чтобы собрать все сведения и поставить правильный диагноз.
Шизофрения – это болезнь, которая не стоит на месте. Это прогредиентное заболевание, то есть склонное к прогрессированию.
У детей оно протекает в злокачественной форме. Чем меньше возраст ребенка – тем страшнее последствия. Это связано с тем, что психика ребенка еще до конца не сформирована, а патологический процесс вызывает в ней непоправимые изменения. Так, расстройство, развившееся у детей до 7 лет, вызывает стойкий шизофренический дефект. Дети перестают ходить, вместо этого ползая на четвереньках. Теряют способность говорить, издавая нечленораздельные звуки.
Взять заболевание под контроль и добиться положительных результатов позволяют ранняя диагностика и лечение шизофрении. Чем раньше выявлено расстройство, тем больше шансов на благоприятный исход.
Автор статьи
Царенко Мария Арменовна
Психиатр, Психотерапевт, Психоэндокринолог, Диетолог.
Врачебный стаж: 9 лет
Записаться на прием
Шизофрения, шизотипическое расстройство, шизоаффективное расстройство у детей и подростков
Такие нозологические единицы, как шизофрения, шизотипическое и шизоаффективное расстройство объеденены в одну группу, так как имеют много одинаковых симптомов:
1. Для шизоаффективных расстройств характерно наличие аффективных и шизофренических симптомов одновременно, приступы могут длиться несколько дней. В промежутках состояние пациента может рассцениваться как нормальное, близкое к выздоровлению. Изменения личности, наблюдающиеся при шизофрении, начинают проявляться после 3-5 приступа. Этиология заболевания до конца не выявлена, предполагается что данный вид расстройств представляет собой одну из разновидностей шизофрении.
2. Шизотипическое расстройство сопровождается эксцентричным немного странным поведением, аномалиями эмоций и мышления. Подобные отклонения наблюдаются у пациентов, больных шизофренией. Но течение шитопического расстройства не соответствует основным стадиям шизофрении. Диагностировать данный вид расстройства довольно сложно, так как не выраженность симптомов делает его схожим с простым видом шизофрении, а также параноидальным личностным расстройством. В связи с этим шизотипическое расстройство часто называют латентной шизофренией.
3. При шизофрении наблюдается прогрессирующее изменение личности, которое не поддается коррекции. У детей в раннем возрасте данный вид психического заболевания встречается редко, но диагностировать его возможно уже в 2-3 года. Первым признаком является угасание интереса у ребенка к играм, отсутствие реакции на ласку близких. Затем наступает период угасания психической активности и торможение развития психики. Склонность к шизофрении передается по наследству, но толчком к прогрессированию болезни может стать любая стрессовая ситуация.
Все формы шизофрении тяжело поддаются коррекции. Больной не может излечиться полностью, удается добиться лишь некоторых улучшений. При расстройствах, имеющих сходные с шизофренией симптомы, прогнозы более благоприятные.
Причины умственной отсталости. Как ставят диагноз
Умственная отсталость — это состояние, обусловленное врожденным (генетическим) или приобретенным в раннем возрасте (до трех лет) недоразвитием психики с выраженной интеллектуальной недостаточностью.
Главным критерием для постановки диагноза служит изучение коэффициента интеллекта — IQ. Нормальными считаются значения — более 70 баллов, средними для популяции — 110–150 баллов.
Умственная отсталость разделяется в зависимости от количества баллов на легкую (50–69), умеренную (35–49), тяжелую (20–34) и глубокую (ниже 20).
Раньше применялись термины «дебильность», «имбецильность» и «идиотия», которые соответствуют современным: дебильность — легкая и умеренная степень, имбецильность — тяжелая, а идиотия — глубокая.
В наибольшей степени у пациентов с умственной отсталостью страдают интеллект и мышление. Им сложнее дается решение задач, выявление связей между объектами мира, недоступны метафоры и иносказания.
Их мышление более наглядное и практическое, конкретное. У них хуже развита память, скорость переключения и устойчивость внимания. Им сложнее удается контролировать эмоциональное состояние и поведение, эмоции также более приземленные и предметные.
Уровень развития эмоционального реагирования, конечно, зависит от степени умственной отсталости. При глубокой степени эмоции малодифференцированы. При тяжелой — находятся примерно на уровне ребенка возрастом от года до двух лет. При умеренной и легкой спектр эмоций такой же, как у здорового человека, но нарушается возможность управления ими.
Часть форм умственной отсталости сопровождает генетические заболевания (синдромы Дауна, Клейнфельтера, Шерешевского-Тернера и др.). Другие формы являются следствием воздействия неблагоприятных факторов при внутриутробном периоде развития. При этом происходит нарушение формирования многих органов и систем. Часть форм умственной отсталости возникает уже после рождения при прямом поражении головного мозга.
Важным условием предотвращения развития умственной отсталости является ограничение воздействия неблагоприятных факторов на ребенка на всех этапах — до зачатия, во время беременности, после рождения. Большая ответственность лежит на будущих родителях, на том образе жизни, который они ведут, ведь значительная часть генетических нарушений в половых клетках возникает из-за токсического воздействия веществ, находящихся в крови. А уже поврежденный генетический аппарат приведет к неправильному развитию ребенка.
Существует еще одна форма нарушений интеллектуального развития — педагогическая запущенность. Она возникает на фоне полноценных биологических возможностей головного мозга, но отсутствия достаточного воспитания и социализации. Такие проявления могут встречаться в неблагополучных семьях, ведущих маргинальный, асоциальный образ жизни.
В нашем клиническом примере у пациента наблюдалась близкая к умеренной степени умственная отсталость, которая усугубилась после полученной им травмы. У него не было никаких внешних проявлений расстройства, кроме преобладающей на лице улыбки. Вероятнее всего, это связано с неопределенным неблагоприятным воздействием на этапе внутриутробного развития или генетическими нарушениями, не отразившимися на функциях других органов и систем.
При воздействии дополнительных вредных факторов, например, черепно-мозговых травм, степень интеллектуального дефекта может усугубиться. Может быть и улучшение — при хорошей заботе и воспитании пациенты с легкой степенью умственной отсталости приспособлены для ведения полноценной социальной жизни: они заводят семьи, работают и практически неотличимы от других людей. Тяжелая и глубокая умственная отсталость, к сожалению, мало поддается коррекции, и такие пациенты нуждаются в помощи и уходе со стороны других людей.
Почему появляется
Мутизм у детей в большинстве случаев развивается в возрасте от 3 до 9 лет, и, прежде всего, связан с невротическим расстройством. Часто он становится симптомом невроза.
Подтолкнуть к формированию этого дефекта способны различные психологические факторы. Большую роль играют личностные качества самого ребенка. Обычно такое расстройство настигает детей с инфантильными чертами характера: впечатлительность, плаксивость, чувствительность и ранимость, застенчивость, пугливость, несамостоятельность.
Оказывает влияние и характер воспитания, которого придерживаются в семье по отношению к ребенку. В ряде случаев дети, страдающие патологией, имели тесную связь с матерью, воспитывались в атмосфере гиперопеки. С другой стороны, риск приобрести патологию возникает в неблагоприятной семейной обстановке, с конфликтами и агрессией.
Другой типичной мутической моделью воспитания становится «кумир семьи». Среди черт характера, встречающихся у такого ребенка – эгоистичность, эгоцентризм, завышенная самооценка. В этом случае мутизм развивается как протест на нежелательное общение и может быть одним из проявлений истерического невроза. Малыш так заявляет о недостойном или нежелательном для него обращении, выражает нехватку внимания.
Как и для любого невротического расстройства, в развитии мутизма у детей большую роль играет психотравмирующий фактор. Любое событие, произведшее на ребенка яркое негативное впечатление, может запустить патологическую реакцию. Среди наиболее типичных – переезд, разлука с близкими, насилие. Так, была установлена закономерность появления недуга у эмигрантов, предпочтительно пожилого и детского возраста. Хотя для каждого маленького мутиста такие факторы различны.
Мальчик 8 лет проявлял неразговорчивость в школе. Любые попытки учителя наладить с ним речевое общение были напрасны. На уроках он сохранял гробовое молчание, отвечал только в письменном виде. Родственники обратились за помощью к психологу, и в ходе беседы выяснилось, что в жизни мальчика произошли практически одновременно 2 важных события: рождение младшей сестры и переход в другую школу. Вероятно, их симбиоз и стал тем травмирующим эффектов, приведшим к такому последствию.
Психосоциальным факторам отводится особое место в формировании расстройства, однако не всегда именно они приводят к нему. Патологическая неразговорчивость становится типичным признаком многих психических заболеваний. Среди них: аутизм, задержка психического развития, тревожно-фобическое расстройство, а также шизофрения, депрессия.
Часто случается так, что маленького пациента приводят на прием с совершенно другими жалобами, такими, как энурез, фобии. В ходе опроса удается установить и факт мутизма.
Другой группой провоцирующих факторов становятся физиологические причины. Например, черепно-мозговые травмы, органические поражения мозга.
Послеродовой период
Роды — это стресс для женщины, даже если ребенок долгожданный. При шизофрении он еще более острый, чем для здоровых рожениц. По этой причине лечение психопатологии не прекращается не только во время беременности, но и после родоразрешения. Причем речь идет как о лекарственной терапии, так и о психотерапевтических сеансах.
Дальнейшая судьба семьи зависит от состояния больной. Если шизофрения не осложняется и не прогрессирует, наблюдается стойкая ремиссия, а пациент делает все, чтобы ее продлить, то риски снижаются. В принципе, с таким диагнозом можно обеспечить ребенку полноценное воспитание.
Однако в ряде случаев судьбу малыша приходится решать суду, например, в ситуациях, когда супруги разводятся, а отец хочет забрать детей себе, не желая оставлять их с матерью-шизофреником
Но и здесь важно помнить, что шизофрения не всегда мешает женщине выиграть судебное дело и забрать ребенка себе
Определение диагноза
Анализировать видимые и скрытые симптомы и сделать точное заключение – уже большой шаг к избавлению от недуга. Неверно поставленный диагноз влечет за собой неправильное лечение. В итоге, вместо выздоровления болезнь затягивается и прогрессирует, и справиться с ней становится намного труднее.
Некоторые люди в принципе отказываются признавать шизофрению у подростков как заболевание. Необычное поведение они связывают с:
- недостатком в организме витаминов и микроэлементов;
- нарушением обмена веществ;
- общим переутомлением;
- особенностями психотипа личности;
- влиянием внешних факторов.
Однако шизофрения существует, и берет она свое начало именно в подростковом возрасте. Малейшие отклонения в поведении ребенка должны стать поводом для обращения к психиатру.
Для выявления диагноза ребенок находится под наблюдением не менее полугода. Раньше этого сделать никак нельзя, поскольку симптомы и течение болезни могут меняться.
Чтобы исключить новообразования и другие заболевания головного мозга необходимо провести такие исследования:
- магнитно-резонансная томография;
- электроэнцефалография;
- общий и биохимический анализ крови;
- состояние иммунного статуса;
- оценка гормонального фона.
Большую роль в диагностировании шизофрении у детей подросткового возраста играют специально разработанные психологические тесты. С их помощью можно установить, какая именно структура мозга наиболее пострадала от недуга. Учитывается также информация, предоставленная родителями и другими родственниками, имеющими близкий контакт с больным.
Жесты при шизофрении
Третья группа исследований, которую стоит осветить в статье, не связана с глазами, но также касается диагностики шизофрении по внешним параметрам, то есть по жестикуляции больного. Оказалось, что при наличии бредовых расстройств наблюдается больше жестов отстранения, отвращения, тревоги и демонстрации. Это называется агрессивно-предупредительным поведением.
Депрессивные и параноидные позитивные симптомы сопровождаются жестами обращения, тревоги, задумчивости, завершенного действия и хлопками. При негативной симптоматике и кататонии больной часто совершает жесты, свидетельствующие о смущении и покорности.
В итоге ученые создали классификацию синдромов на основании жестов:
- аффективные (агонистическое поведение);
- продуктивные (жесты эмпатии);
- негативные (бегство от контакта).
Также в диагностике могут производиться наблюдения за конкретными частями тела. Так, кивки и запрокидывание головы у здоровых и шизофреников отмечаются с одинаковой частотой, но почти не выявляются у больных с дефицитарным и кататоническим синдромами. Также у них чаще реагируют плечи при разговоре с врачом. При параноидной симптоматике они уходят вверх, особенно во время беседы с мужчинами о причинах патологии, которую многие пациенты пытаются скрыть.
При аффективных синдромах плечи вздрагивают, но под влиянием сильного звука или изменения положения тела психиатром. При кататонии такое наблюдается даже при воздействии незначительных стимулов — шелеста бумаги, поднятия руки и пр.
Довольно интересной является моторика груминга — стряхивание с себя грязи, приведение в порядок одежды и прически и т.д. При депрессивных и ипохондрических признаках выявляется аллогруминг, когда очищают непосредственно себя, и обоюдный груминг (чистка соседа). Во всех случаях движения стереотипные, то есть одинаковые, которые не зависят от внешних факторов.
Диагностика продромального периода шизофрении
Период продрома может длиться от нескольких недель до нескольких лет. Часто у больного параллельно развиваются сопутствующие психические проблемы, например, депрессия, различные зависимости. Поведение пациента изменяется и ухудшается, наблюдаются различные субъективно воспринимаемые симптомы.
Ученые описали ход продрома, доказав, что развитие патологии можно наблюдать клинически. В частности, люди с психическими отклонениями обычно испытывают негативные или неспецифические клинические симптомы – депрессии, тревогу, потребность в социальной изоляции. У них значительно ухудшаются результаты обучения или профессиональной деятельности.
Симптомы продромального периода
Ещё в 60-х годах прошлого века ученые, изучив результаты долгосрочных исследований, обнаружили, что у пациентов развивались определенные симптомы дефицита еще до появления психоза. В настоящее время интенсивные исследования в этой области ведутся во многих центрах США и Европы. Результаты позволили определить критерии трех групп продромальных симптомов.
Для выявления продромальных синдромов и оценки степени тяжести симптомов используются специальные шкалы и опросники. Эти инструменты позволяют идентифицировать пациентов с высоким риском развития первого психического эпизода и систематически оценивать динамику психопатологических симптомов с течением времени.
Например, Боннская шкала оценки основных симптомов (BSABS), где основные симптомы считаются существенным признаком заболевания и включают в себя оцениваемые субъективно:
- нарушения мышления, речи, восприятия и двигательных функций;
- измененные ощущения тела;
- снижение толерантности к стрессам;
- расстройства эмоций, энергии, концентрации и памяти, социального функционирования.
Эти первичные симптомы были включены в другие оценочные шкалы для выявления лиц, подверженных риску развития психоза, например, Шкала продромальных симптомов (SOPS).
Психиатры могут очень точно различать пациентов с симптомами, отвечающими критериям продромальных симптомов шизофрении, и пациентов, которые не соответствуют этим критериям. Однако соответствие критериям не исключает ложноположительного результата – не у всех пациентов с предшественниками разовьется шизофрения. Прогностический показатель составляет от 34,6% до 50% в зависимости от исследования.
Например, было выявлено, что подростки могут испытывать преходящие продромальные симптомы, включая галлюцинации. Однако эти симптомы преходящи, в отличие от геральдических симптомов, которые прогрессируют и приводят к психозу.
Ложноположительные результаты также связаны с тем фактом, что симптомы, которые считаются продромальными для шизофрении, могут быть предвестниками других заболеваний, например, большой депрессии с психотическими симптомами, биполярного расстройства, шизотипического расстройства личности, пограничного расстройства личности, обсессивно-компульсивного расстройства и других.
Как общаться
Один из симптомов шизофрении — стремление к одиночеству. Замкнутость становится особенно выраженной после психоза или непосредственно перед его развитием. По этой причине оставлять больного надолго наедине с собой не рекомендуется. Желательно больше с ним разговаривать. Беседы на отвлеченные или интересные для пациента темы помешают ему погружаться в свой внутренний мир.
Можно сформулировать несколько основных правил общения с шизофреником:
- Говорить медленнее. Помните, что у человека могут быть нарушены когнитивные функции. Возможно, он хуже усваивает информацию. Но при этом не стоить обращаться с ним, как с ребенком, объясняя все слишком детально. Он не должен ощущать покровительственный или наставнический тон в Вашем голосе.
- Не критиковать. Общаться без споров сложно даже здоровым людям. Нередко и близкие друзья ссорятся из-за разных религиозных или политических убеждений. Вступать в словесные перепалки с шизофреником не стоит. Также старайтесь не критиковать его суждения, даже если они Вам кажутся абсурдными.
- Не повышайте голос. Крики и ругань нормальному общению способствовать не могут. Беседа должна быть продуктивной. Нельзя, чтобы пациент после разговора ушел в себя и стал прокручивать в голове ссору до бесконечности.
- Не забывайте о больном. Никогда не разговаривайте в присутствии пациента так, словно бы его нет рядом. В большинстве случаев он все прекрасно понимает, так как находится в сознании. Если нужно побеседовать с кем-то о пациенте, сделайте это в его отсутствие.
- Не усиливайте бред больного. Ему может казаться, что его преследуют. Не пишите сообщения другим людям в его присутствии. Не смейтесь над бредовыми идеями, связанными с манией величия. Выработайте план поведения на случай панической атаки у больного. Допустим, он считает, что за ним следят спецслужбы. Не пытайтесь его переубедить в этом. Он перестанет Вам доверять. Лучше выслушайте и попробуйте понять, как ему помочь.
Необходимо разделить человека и его заболевание. Снисходительного отношения он, вероятно, не потерпит. Также ему не понравится, что с ним обращаются, как с ребенком. В состоянии ремиссии шизофреник зачастую ничем не отличается от обычных людей. Он может работать и даже воспитывать детей.
Необычное отношение к больному будет подчеркивать «необычность» самого пациента. Это помешает социализации. Если вы тем или иным способом станете напоминать ему, что он болен и ему чего-то нельзя, он никогда не сможет почувствовать себя полноценным членом общества.